Названа причина растрескивания нового автобана за 11 миллиардов тенге
Причиной появления трещин на новом автобане Караганда – Темиртау стал увеличившийся уровень осадков, паводков и грунтовых вод. Об этом заявили в карагандинском филиале АО “НК Казавтожол”.
В Карагандинской области идет строительство шестиполосной магистрали между городами длиной 15 километров и 800 метров. Сдача автобана срывается из-за того, что бетонное полотно, залитое в прошлом году, уже в этом покрылось паутиной из множества трещин.
Ни заказчик, ни подрядчик строительства никак не могли понять, почему растрескался автобан стоимостью 11 миллиардов тенге. Все экспертизы показывали, что нарушения технологии не было.
Чтобы отыскать причину растрескивания, привлекли передвижную лабораторию – георадар. Им просканировали дорогу. Оказалось, что на разрушенных крайних полосах модуль упругости снижен на 12 процентов, а на глубине до полутора метров прибор показал затемнения.
“Сама земля, где георадар показал затемненные участки, слои – землянка и подстилающий слой – были переувлажнены. Переувлажнение произошло из-за динамических нагрузок, то есть движения транспорта. Конструкция цементно-бетонного покрытия жесткая. Нижележащие слои могут в динамике прогибаться. И, таким образом, при динамических нагрузках движения транспорта играла, сколько она могла себе позволить, и в итоге лопнула”, – сказал заместитель директора карагандинского филиала “Казавтожол” Игорь Гафтон.
Проверяющие сделали вывод, что виноваты обильные осадки и паводки последних лет. Когда разрабатывался проект (в 2014-2015 годах) геологоразведка показывала другие данные. Еще одна причина, по словам Игоря Гафтона, в том, что подрядчик оставил укрепление обочин на потом. В итоге они пропустили много воды под дорогу.
“Это ошибка подрядчика, что эти работы не были выполнены, – заявил заместитель директора. – Хотя их можно было выполнять. Но никто не думал, что можно получить такие проблемы… Сейчас мы по другой стороне ведем, тоже бетонное покрытие укладываем, корректируем графики, уже обочины сейчас уже делаем присыпные и следом крепленные, чтоб уже впредь не наступать на одни и те же грабли”.
Маленькие трещины с края полотна будут заполнять герметиком, а слабые участки нижних слоев дорожной одежды будут укреплять особыми инъекциями. “С края забивается, чтобы укрепить саму конструкцию земли и подстилающего слоя, будет забиваться труба с дырочками. И будет забиваться туда, ну, как укол делаем, – сказал Гафтон. – И будут локальные участки, где георадар показал слабые грунты, будут они заполняться”.
А вот верхний бетонный слой на растрескавшихся участках подрядчик ТОО “СейСер” будет снимать и укладывать заново за свой счет. Эта работа обойдется ему в 80 миллионов тенге.
К подрядчику и разработчикам претензий у заказчика нет. Единственная вина, которую вменяют проектировщикам – это то, что они не учли наличие водовода и высоковольтных линий недалеко от Темиртау. Из-за этой ошибки инженерные коммуникации придется переносить. За это “Казавтожол” подал на подрядчика в суд. В итоге дорогу сдадут не в этом году, а летом следующего.