В рамках первого международного фестиваля Almaty film festival состоялся круглый стол, посвященный теме копродукции в кинопроизводстве, передает novoetv.kz.
Для начала необходимо дать краткое объяснение термина. Копродукция (ориг. – international co-production) – это совместное производство фильмов, телевизионных проектов, разработки видеоигр и т. п. продукции двумя или более различными компаниями. На бизнес-площадке фестиваля обсуждалось именно международное сотрудничество в производстве фильмов.
Участниками обсуждения стали представители киноиндустрии Казахстана, Китая, России, Турции и Южной Кореи, и все они отметили один факт: для эффективной совместной работы необходима заинтересованность всех участников процесса.
Сионан Ванг отметила, что в Китае приветствуется кооперация в киноидустрии, однако чаще всего она происходит между странами с наибольшими культурно-историческими связями – это Гонконг, Тайвань, Япония. Спикер отметила, что китайцы очень любят национальное кино, поэтому фильмы с историческим колоритом вышеперечисленных стран им очень близки и понятны.
Сионан выдвинула идею о сотрудничестве с Казахстаном – снять документальный фильм о Димаше Кудайбергене. В Китае у казахстанского исполнителя целая армия поклонников – около 7 миллионов человек, и такое кино было бы не только интересным, но и экономически выгодным для обеих стран. Также госпожа Ванг подчеркнула, что многое для взаимодействия Казахстана и КНР уже делается в разных направлениях, в том числе и в культурном, в рамках инициативы “Один пояс и один путь”.
Российский продюсер Алексей Петрухин заявил, в копродукции все завязано на сценарии, ведь именно его оценивают все участники процесса. Здесь важно соблюсти интересы всех сторон, не забывая и о творческой, креативной составляющей, что сделать непросто.
Есть такие понятия, как государственная и частная копродукция. С Китаем Россия вышла на государственный уровень с картиной “Тайна печати дракона”, но это была задача не из легких. С одной стороны, в таком производстве все были объединены одной историей (одним сценарием), но с другой – политические отношения не позволяли быстро что-то решать. Это – история, основанная на пяти легендах, две из которых – китайские. Картина находится на стадии завершения, и Россия очень рада такому сотрудничеству и открыта к новым международным проектам.
В сотрудничестве с Казахстаном заинтересованы и представители других стран. Так, Айдын Сайман из Associations of Turkish cinema TURKSAV отметил, что у Турции и Казахстана (наряду с Туркменистаном, Кыргызстаном и Азербайджаном) – общие тюркские корни, что позволяет странам легко производить общий, интересный обеим странам контент.
По словам специалиста, сейчас Турция разрабатывает специальный фонд в поддержку копродукции со странами Центральной Азии, который ранее отдавал предпочтение сотрудничеству с Европой. Открытие его планируется на 2019 год. Турецкий законопроект предусматривает возврат государством около 30% средств, затраченных на общие съемки.
Также Айдын Сайман подчеркнул, что ключевую роль в сотрудничестве играют политические отношения. К примеру, сейчас, когда политические отношения с Россией наладились, Турция готова продолжать и развивать кинопроизводство с этой страной.
Южнокорейский режиссер Ким Ки Дук, всемирную известность и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля которому принесла картина «Пьета», подтвердил слова коллеги об основополагающей роли сценария. Сам Ки Дук, считающий себя больше сценаристом, нежели режиссером, говорил о важном аспекте – некоем “объединении душ” в процессе просмотра итогового кино участниками копродукции. Хотя “Турция – брат Кореи, так же, как Казахстан – брат России, а Турция – Казахстана” и так далее, имея в виду, что искусство объединяет народы и страны, режиссер считает необходимым учитывать все факторы риска международного сотрудничества. В целом же, картины, созданные в копродукции, по мнению Ким Ки Дука, имеют большое будущее на мировом рынке и большую притягательность для зрителей.
Как отметил Ермек Шинарбаев (модератор сессии), корейский режиссер часто бывает в Алматы: он приезжает насладиться горами и предгорьями южной столицы, написал здесь 2 сценария и вполне готов к сотрудничеству с Казахстаном.
Сопродюсер фильма “Айка” Луна Ванг поделилась опытом совместной работы с российским режиссером Сергеем Дворцевым. Как отметил модератор, китайские продюсеры Луна Ванг и Ли Жу буквально спасли эту картину.
Драма «Айка» стала призером 71-го Каннского кинофестиваля. Пальмовую ветвь за лучшую женскую роль получила казахстанская актриса Самал Еслямова.
Луна рассказала о сложностях системы киносотрудничества с Китаем, но отметила, что “Айка” готова войти на их рынок. Копродукцией эту работу назвать нельзя – КНР поздно включилась в процесс, но сейчас продюсеры готовы помочь в продвижении фильма. В январе 2019 года планируется прокат картины в Китае, а актеров и режиссеров “Айки” пригласили на китайские фестивали.
Луна и Ли выразили надежду на съемки фильма в настоящей копродукции с Казахстаном, куда можно будет внести и китайскую идентичность, и средства КНР.
В завершении круглого стола выступил Эрнар Курмашев – продюсер алматинского кинофестиваля. Он выразил благодарность всем, кто согласился поддержать первый Almaty film festival – совместными картинами, советами и продвижением. Продюсер отметил, что в Казахстане имеются системные проблемы в сфере кино, которые нужно срочно решать. Нужна официальная стратегия развития национального кино и финансирование на старте, для того чтобы в итоге получить высокие результаты. По словам Эрнара, сейчас акимат Алматы делает большую работу в этом направлении: “Мы совместно с акиматом планируем открыть Almaty film commission, которая будет заниматься вопросами совместного производства фильмов с другими странами.”
В основном конкурсе Almaty film festival представлены картины, являющиеся копродукцией 2-х и более государств. Это: “Аверно”(Боливия и Уругвай), “Ласковое безразличие мира” (Казахстан, Франция), “Дышите нормально” (Исландия, Швеция, Бельгия), “Вулкан” (Украина, Германия), “Горизонт” (Грузия, Швеция), “Омотэнаси” (Тайвань Китая, Япония), “Рисуя жизнь” (Индия, США), “Донос на Сару и Салима” (Палестина, Германия, Голландия, Мексика), “София” (Франция, Катар) и “Хрусталь” (Республика Беларусь, Россия, Германия, США). Они проникнуты идеей сближения культур, потому как сам Казахстан был и остается перекрестком Европы и Азии и несет в себе богатый букет культур и цивилизаций. Подробнее о некоторых картинах основного конкурса можно прочитать здесь.
В Южной Корее узнаваемость и скачок развития киноиндустрии произошли после создания Пусанского международного кинофестиваля, и Алматы тоже пошел по этому пути.
Остается надеяться на благоприятный исход такой стратегии, ждать результатов и смотреть хорошее международное кино!