Интервью

Сказкотерапия: как это работает?

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. Про сказкотерапию в программе “Три Товарища” рассказала психолог Анна Сухачева.

Сказкотерапия – это возможность непрямого, но очень эффективного взаимодействия, коррекции и помощи как родителям, так и детям.

По словам Анны, такой метод могут использовать все (при определенных условиях). Эта терапия считается игровой: не всегда у детей хватает опыта выразить то, что происходит, поэтому сказкотерапия очень эффективна в этот жизненный период. Она может быть индивидуальная и групповая – например, урок в школе.

В этом методе можно использовать сказки, знакомые с детства и подходящие для ребенка, но можно и придумать самому.

Сказки делятся на дидактические и психокоррекционные. В первом случае ребенка чему-то обучают вместе со сказочными персонажами. Например, так можно объяснить правила дорожного движения или рассказать, что такое вежливость и для чего она нужна. Сказки психокоррекционные, где в мягкой форме, варьируя сюжетом и подбирая определенных персонажей, идет мягкое воздействие на неприемлемое поведения ребенка или его страхов. Здесь главная цель – ребенок должен увидеть альтернативное поведение и возможность выхода из той или иной ситуации. Как правильно выбрать сказку? Тут каждый родитель интуитивно выбирает, что полезнее в этот момент для его ребенка.

“Я придерживаюсь того мнения, что, в принципе, мама, которая достаточно психологически зрелая, она действительно понимает и видит своего ребенка лучше, чем кто-либо. И работа с детьми у психолога не может не касаться работы с родителем, потому что, как правило, ребенок – это зеркало и отражение всех проблем родителей. И действительно, случается такое, что вся проблема – в близких лицах. Ребенок очень тонко реагирует на все, что происходит в семье”, – добавила Анна Сухачева.

Опираясь на свой опыт, Анна отметила, что многие родители стесняются сказкотерапии, говоря, что это не по-взрослому, потому что сказку нужно рассказывать эмоционально, иногда и разыгрывая сюжет перед ребенком.

“Основное, главное условие сказкотерапии – человек, который рассказывает сказку ребенку с той или иной целью должен проявлять настоящие эмоции и искреннее чувства. И сам верить в то, что происходит”, – добавила Анна.

Также Анна добавила, что подобная терапия может применяться и к подросткам, если читать им притчи или бытовые сказки. Для детей 3-4-х лет подойдут сказки про животных или маленьких человечков, а лет с 5-ти детям больше нравятся истории о принцессах, солдатах и феях. Герои сказки могут иметь сходство с ребенком: какой-то предмет в одежде/прическе/облике или схожие интересы. Ситуация тут должна быть схожа с реальной, а кульминация – желательный результат решения проблемы. Рассуждая, ребенок должен сам прийти к выводу, что сказка о нем. Сказка не должна запугивать ребенка – happy end обязателен!

Сказка иногда взрослым нужнее, чем детям. Окунитесь в мир детства вместе с вашими детьми – не бойтесь проявлять эмоции и играть вместе с ними! 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button