СМИ Казахстана: поступательное движение по пути независимости и плюрализма
Международная организация «Репортёры без границ» (РБГ) ежегодно публикует рейтинг стран мира по уровню свободы средств массовой информации. В нём, как правило, фигурируют 170-190 стран. В одном из последних рейтингов Казахстану было отведено 134-е место.
Если отталкиваться только от данных РБГ, то можно сделать вывод, что в Республике Казахстан дела необходимо основательно развивать медиасферу. Однако при детальном анализе процесса развития казахстанских СМИ становится очевидным: пресса республики уверенно движется вперёд в русле общемировых стандартов журналистики, завоёвывая всё новые и новые профессиональные рубежи.
Главным залогом такого поступательного движения является законодательство РК. А точнее – Закон о средствах массовой информации. В нём чётко прописаны основополагающие демократические постулаты, в том числе, стержневой – запрет на цензуру. Статья 2 этого Закона недвусмысленно говорит, что «свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещённым законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан». Далее Закон о СМИ развивает эту мысль: «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации».
«Репортёрам без границ» стоило бы обратиться к «живым» публикациям конкретных казахстанских СМИ, чтобы понять: республиканская пресса уже не одно десятилетие развивается в лоне плюрализма и взвешенности своих позиций, не испытывая заметного давления со стороны.
За примерами далеко ходить не нужно. Одним из самых популярных в Казахстане по индексу цитируемости является портал Zakon.kz. На его страничках можно найти самые разнообразные материалы, хотя превалирует социально-политическая тематика. Следуя читательскому предпочтению, издание уделяет большое внимание развитию отношений с соседними странами, подчёркивая тот аспект, что взаимовыгодное сотрудничество Казахстана с ближайшими и традиционными партнёрами положительно сказывается как на экономическом потенциале РК, так и на благосостоянии рядовых казахстанцев. Так, информируя население о визитах в Астану мировых лидеров, аналитики портала приводят детальный расклад плюсов, которые может получить республика в результате реализации межправительственного соглашения о строительстве новых ТЭЦ на территории Республики Казахстан.
Сетевое издание Tengrinews – ещё один признанный авторитет у казахстанского пользователя информационным пространством. Здесь обращают на себя внимание публикации, связанные с международной проблематикой. Журналисты сайта, как правило, не основывают свои выводы на комментариях одного специалиста, а стараются изложить сразу несколько позиций, чтобы у читателя сформировалось максимально объективное мнение.
Система мониторинга СМИ Brand Analytics, лидирующая в сфере анализа социальных медиа СНГ, акцентирует внимание на предпочтениях, которые читатели отдают сайту «Nur.kz». Свою аудиторию популярный в Казахстане новостной ресурс привлекает за счёт очень лаконичного изложения последних событий. Пользователям импонирует, что им не навязывают чужую точку зрения, а вместо этого оперативно и сжато рассказывают о самых свежих новостях, не «нагружая» эмоциями и дополнительной аналитикой. Например, информируя потребителя о росте товарооборота Казахстана и Китая, сайт приводит лишь самые базовые цифры, на основе которых читатель может самостоятельно сделать вывод о нарастающей динамике экономических отношений Пектина и Астаны.
Динара Утебаева из ТОО «ТоболИнфо» справедливо отметила, что аналогичные тенденции характерны и для других крупных игроков казахстанского рынка средств массовой информации, которые развиваются во время организации пресс-туров и различных медиафорумов в рамках приграничного сотрудничества. Речь, в числе прочих, идёт о международном информационном агентстве «Казинформ», специализированном новостном портале Sport.kz, и многих других популярных у казахстанцев изданиях. Так что выводы РБГ о прессе РК из самого Казахстана видятся несколько предвзятыми, надуманными и не очень объективными.