Художница из Канады встретилась с карагандинскими коллегами в стенах галереи
В карагандинской галерее «Алтын Ғасыр» прошла встреча с канадской художницей Кэндис Фризен. Девушка занимается изучением наследия изобразительного искусства – творчества репрессированных художников. У визита Кэндис была еще одна причина: часть ее родни проживает именно здесь, в Караганде, а среди ее дальних родственников есть репрессированные мастера кисти.
Кэндис Фризен работает с памятью, исследует самоидентификацию, способы сохранения культурного наследия различных этнических и социальных групп. Такой междисциплинарный подход позволяет девушке изучать темы с помощью нескольких художественных средств – с помощью видео, скульптуры, письма и звука. Ее работы представлены во многих художественных институциях. Из последних проектов – галерея im Turm в Берлине, биеннале современного искусства в общественном пространстве CAFKA в Ватерлоо (Калифорния) и Чикагская архитектурная биеннале в Жигагонге (Чикаго, США). Кроме того, Кэндис имеет степень магистра в области теории и практики искусства в Северо-Западном университете США. Она надеется, что в ближайшем будущем будет возможным организовать выставку и в Караганде.
Беседа с Кэндис Фризен прошла в рамках проекта карагандинского куратора современного искусства Ларисы Карчевской «НеМузей современного искусства». Такой проект возник как реакция на отсутствие Музея современного искусства в городе, но он берет на себя лишь часть функций музейной институции и отрицает возможность архивации работ. Его миссия – занятие научно-исследовательской и образовательно-воспитательной деятельностью, а также экспозицией современного и актуального искусства. Встреча с Кэндис является частью НеМузея, поддерживая одно из направлений проекта.
С Ларисой Карчевской Кэндис Фризен познакомилась через искусствоведа Дану Сафарову.
– Сначала Кэндис написала Дане, когда собиралась приехать в Караганду. Наша гостья изучает архивы работ художников, которые когда-то были сосланы в Карлаг и жили в лагерях. А встреча с карагандинской общественностью и художниками важна не только потому, что наша гостья приехала издалека, но и потому, что в своем исследовании она поднимает серьезные темы, которые могут волновать многих. Сейчас переосмысляют прошлое, многое было в архивах – скрытым, теперь эти архивы открывают. Очень мало говорят о тяжелой судьбе репрессированных, но об этом надо говорить. Это наше прошлое. И когда такую тему исследует человек из-за рубежа, о ней тем более важно сказать, – поделилась Лариса.
Карагандинка добавила: есть так называемая официальная память – а есть личная, передающаяся из семьи в семью. И это тоже интересует Кэндис Фризен, поскольку переплетено с ее личной историей: корни девушки были в Украине, сама она родилась уже в Канаде, а часть родни была сослана в Караганду и область. Так что это еще один повод для нее побывать здесь.
Для Кэндис, кстати, это первый приезд в Казахстан. Девушка на момент встречи в галерее успела изучить архивы в карагандинском областном музее Изобразительного искусства, а 3 октября отправилась в музей Карлага в Долинке.
– Многие мои родственники живут в западной Германии – они переехали туда в девяностые. Узнав о моей поездке в Караганду, они обрадовались, и очень хотели бы повидаться всей большой семьей – надеюсь, это тоже когда-нибудь случится. В Караганде я успела ознакомиться с материалами Даны Сафаровой и сотрудников музея Изобразительного искусства о репрессированных художниках. Поражена силой духа мастеров, которые в тяжелые тридцатые годы продолжали творить, передавать свое мастерство. Были и те, кто рисовал кровью… Рисовали любыми материалами и на любых материалах, которые могли отыскать… Дана в своих статьях упоминает художника Павла Фризена – он родом из Украины, мой дальний родственник. В свое время я выяснила, что мои предки также пережили репрессии, многие из них спустя годы уехали в Канаду, где я и родилась. Так что в Караганду меня привела история семьи, – рассказала Кэндис Фризен.
Девушка успела немного посмотреть и саму Караганду: подчеркнула архитектуру города, в которой смешиваются несколько контрастных стилей, отражая его историю.
– От встречи в галерее я ожидала, прежде всего, обмена опытом и мнениями с художниками Караганды – замечательно, что пришли люди разных поколений и возрастов. После Караганды я вновь вернусь в Берлин, чтобы продолжить исследование. Научных статей сейчас не пишу, но вполне возможно, этот поиск вырастет во что-то объемное. Кроме того, работаю над выставкой, которую планирую в 2025 году – в ней тоже, кстати, отразятся результаты исследования. Очень надеюсь, что ее получится представить и в Караганде, – поделилась Кэндис.
Встреча с иностранной художницей прошла насыщенно: в галерее собралось немало карагандинских художников, в числе которых были Владимир Проценко, Любовь Гуменюк, Евгения Казакова, искусствовед Лариса Золотарева и многие другие. Немало было и молодых гостей, что лишь подчеркнуло заинтересованность в такой серьезной теме. После выступления Кэндис участники встречи обсудили важность таких диалогов. Сама же Лариса Карчевская призналась: подобные события будут иметь накопительный эффект, но то, что на них приходят много людей – это уже результат.
Фото автора
Фото Оксаны Суворкиной