Казахстан в отношениях с Митталом выступает в роли терпилы
И если правительство РК этого видеть не хочет, значит оно само участвует в этом развале национальной угольной промышленности
В ближайшее время «АрселорМиттал Темиртау» остановит четыре из своих восьми шахт. Об этом заявил бывший глава угольного департамента «АМТ», а ныне мажилисмен Арман Калыков.
Вопрос «Куда пойдёт половина из 18 тысяч шахтёров?» остаётся открытым.
И как на эту новость отреагировали наши министры-капиталисты? Они вообще в курсе происходящего?
Где бы уже был за своё преступное бездействие кабмин в доисторические времена? Правильно: в полном составе на лесоповале.
Но времена нынче у нас какие?
Демократические. То есть вседозволенность и развал бывшего народного хозяйства.
И капиталистические. То есть компрадорство и коррупция с полным отсутствием неотвратимости наказания за предательство интересов страны.
И когда всё посыплется массово (а первые ласточки с энергетикой уже прилетели), этих министров мы в стране уже не найдём.
Они из-за границы будут раздавать интервью о том, какой в Казахстане плохой народ. Как это делает Аблязов, Кажегильдин и ещё добрая сотня воров и предателей.
«Это ведь тот самый плебс и развалил Страну Великой степи, – поправляя шёлковые тоги и пуская слезу, будут вещать они. – А мы, патриции, костьми ложились, денно и нощно спасая страну. Но численный перевес был на стороне плебеев».
Автор уже сбился со счёта и не знает, сколько сотен разоблачающих статей он написал о вредительской деятельности Миттала в Казахстане. И о компрадорстве правительства и местных чиновников. С конкретными фактами и доказательствами.
Хоть один вывод компетентными органами был сделан?
Нет. Молчание ягнят по-казахстански.
«Сто шагов назад, тихо на пальцах…»
В феврале 2017 года я встречался с группой весьма компетентных сотрудников угольного департамента. Уже тогда мужики с болью говорили о том, что проходка критически отстаёт от добычи.
Ведь для того, чтобы шахтёры добывали уголь, проходчикам необходимо провести подготовительные мероприятия. Вы не сможете добывать уголь, пока проходчики не подготовят лаву к добыче.
Условно говоря для того, чтобы нам проехать на метро, нужно сначала вынуть грунт и подготовить эту ветку.
И пока шахтёры добывают уголь на одном горизонте, проходчики готовят другой. Затем шахтёры переходят на подготовленный, а проходчики готовят следующий.
И так было испокон веку.
Но “любимый инвестор Елбасы” никогда и не собирался развивать нашу угольную промышленность. Как колонизатор он просто нещадно эксплуатировал то, что было построено нашим дедами и отцами ещё в СССР.
И в итоге то, о чём автору говорили грамотные люди ещё в 2017 году, случилось.
8 июня 2023 года в Темиртау прошло выездное заседание Комитета по вопросам экологии и природопользования Мажилиса Парламента РК. Это мероприятие дало автору сразу несколько тем для статей.
Бывший директор угольного департамента «АрселорМиттал Темиртау», а ныне мажилисмен Арман Калыков огласил очень печальные факты.
Вот только некоторые из них, которые коррелируются с информацией, полученной автором ещё в 2017 году.
Глас вопиющего в пустыне
Отсутствие достаточного финансирования для проведения капитальных горных выработок привело к существенному отставанию по вскрытию новых горизонтов и пластов угля на шахтах:
«Показатели добычи угля и проведения подготовительных горных выработок, необходимых для восполнения выбывающей линии очистного фронта, с 2014 года неуклонно падают. Это связано с минимизацией вложений финансовых средств руководством компании в обеспечение процессов производства на всех этапах работы», – заявил Калыков.
И далее он привёл конкретные факты о существующем положении дел:
«Со второй половины 2021 года не работает по добыче угля крупнейшая и самая “молодая” шахта бассейна – шахта “Тентекская”. Она была запущена в эксплуатацию нашими отцами с производственной мощностью 4 млн. тонн в год. И будет она стоять до 2026 года».
Далее мажилисмен пояснил, что к 2025 году аналогично “Тентекской”, без готовых к выемке запасов рискует остаться и “Казахстанская”.
А к 2028 году – шахта им. Ленина. После завершения отработки запасов пласта Д6 она остановится из-за несвоевременного вскрытия и подготовки запасов угля по пласту Д1. Если сказать своими словами, то шахта просто закроется.
«В аналогичной ситуации и шахта “Саранская “. Не ведутся работы по вскрытию и подготовке запасов на перспективу на 2-ом районе шахты», – продолжил Арман Калыков. – На сегодняшний день шахты, которые ещё 8-9 лет назад добывали 10-12 млн. тонн в год высококачественного каменного угля ценных коксующихся марок, добывают менее 7 млн. тонн угля».
К слову, вот динамика добычи угля в угольном департаменте «АрселорМиттал Темиртау»:
2015 год – 11 млн тонн;
2021 год – 8 млн тонн;
2022 год – 7 млн тонн;
2023 год – 6 млн тонн;
2024 год – 5 млн тонн.
Затем Арман Калыков резюмировал:
«С такими методами управления производством уже сейчас видно, что в ближайшей перспективе шахты будут добывать не более 6 млн. тонн угля в год с дальнейшим падением объёмов добычи».
Маленькое отступление
Здесь бывшему главе угольного департамента «АрселорМиттал Темиртау» можно было бы задать глупый вопрос:
«А что ж ты сам ничего не делал на своей прежней должности?»
Этот же вопрос можно задать и бывшему исполнительному директору компании Вадиму Басину.
В своём выступлении Арман Калыков ответил за обоих. Он пояснил (и автор это подтверждает), что в «АМТ» есть «белые сахибы», практически небесные арии. И есть «рабы, подсобные рабочие» – граждане Казахстана:
«Еще одной проблемой являются методы управления на особо опасных производствах, какими являются угольные шахты.
У местного менеджмента нет права оперативного управления финансовыми и трудовыми ресурсами.
Эти права есть только у менеджеров-экспатов. Но они не имеют опыта горного производства, и не знают специфики местных геологических условий. И все согласования имеют продолжительный характер.
Нет оперативности в принятии решений. Угольная шахта – это не стационарное производство, и решение необходимо принимать здесь и сейчас».
Почитайте, к слову сказать, вот эту статью 2021 года: “Арселор” убивает национальные кадры и завозит в РК еще почти сотню иностранцев”.
Подведём итог
Специалист с тридцатилетним стажем работе на шахте сделал печальные выводы:
«Все перечисленные факторы ведут к гибели единственного угольного бассейна Республики Казахстан. Добывающего уникальные марки коксующихся углей, которые в недалеком прошлом экспортировались в Украину, Россию и Китай».
А сейчас при наличии собственных 8 шахт (а подарили ему аж 15) «АрселорМиттал Темиртау» сам закупает уголь и кокс за рубежом.
Куда правительство денет все 18 000 шахтёров, когда Миттал уйдет, а шахты закроются?
Ах да, господа министры не ответят: они ж чартерами улетят на свои заморские виллы и яхты.
Им будет не до нас.
Олег И. Гусев