НПО не воспринимаются как игроки бизнеса, так как не все занимаются своим делом профессионально
Непонимание потребностей своей аудитории, отсутствие интереса к успешным практикам, работа только на энтузиазме мешает предпринимателям из НПО быть финансово устойчивыми. Поэтому очень важно обучить как можно больше представителей некоммерческого сектора основам предпринимательства, показать им конкретные шаги для развития, поддержав небольшими суммами и мотивируя их зарабатывать, чем пребывать в постоянном поиске грантов для НПО. Так считает Алма Конарова, координатор проекта “Стимулирование и популяризация социального предпринимательства среди НПО Казахстана”. Проект реализуется ОФ Центр социального анализа и партнерства на средства НАО Центр поддержки гражданских инициатив.
По данным МИОР РК за 2020 год, в стране более 16 000 действующих НПО. И 250 социальных предпринимательских (СП) проектов по данным комплексного социального исследовании этой сферы за 2020 год. Сказать сколько среди них НПО, по мнению экспертов, пока сложно, проблема в самой юридической формулировке социального предпринимательства. Социальным предприятием может быть как социально ответственный бизнес, ТОО по производству биоразлагаемых пакетов, где бОльшая часть сотрудников с инвалидностью, так и некоммерческая организация, которая внутри себя создает доходоприносящую структуру и при этом решает социальную проблему: обучает выпускников детских домов и тех, кто вышел из тюремного заключения производству мебели и реализует свой продукт.
Некоторые продвинутые НПО еще в начале 2000-х стали переходить на более проактивную модель деятельности и создавать доходоприносящие структуры, когда количество финансирования от международных фондов резко сократилось и нужно было закрываться или выживать. Но к сожалению, до сих пор НПО не воспринимаются населением и властью как игроки бизнеса или эффективные услугодатели.
“Причина в том, что многие НПО, пытаясь зарабатывать сами, используя грантовые деньги или бюджетные средства на оказание услуг, занимаются своим делом не совсем профессионально. Их услуги не дают ожидаемого качества или не особо востребованы. Не хватает понимания основ маркетинга, чтобы изучать нужды своей целевой аудитории, а главное, не удается избавиться от дотационного иждивенческого подхода к своему делу. При этом большого запроса на обучение и изучение успешных практик со стороны НПО пока нет. Многие из них считают, что уже делают хорошее дело и этого достаточно, чтобы их ценить и уважать”, – прокомментировал Константин Ковтунец, эксперт проекта, автор диссертации по финансовой устойчивости НПО и руководства по социальному предпринимательству, работал по проектам развития социального предпринимательства с такими международными организациями как INTRAC (Великобритания), GIZ (Германия), Фонд “Евразия” (США), – “А нужно просто подсмотреть мировой опыт. Многое уже придумано до нас. Например, такая простая, казалось бы, технология по созданию благотворительного магазина. Тогда тонны вещей одежда, обувь, бытовая техника, которые просто лежат в квартирах или выкидываются, можно отвозить не в детский интернат, где зачастую и так есть хорошее госфинансирование, а передавать в социальный магазин, где они будут по доступной цене продаваться или передаваться тем, кто действительно в них нуждается. А вырученные деньги пойдут на решение других социальных вопросов, – прокомментировал Константин Ковтунец. Так, по его словам, и начиналось социальное предпринимательство, когда Британский фонд OXFAM в 1947 открыл первый благотворительный магазин, по сути, секонд-хенд, для борьбы с бедностью. Схема таких проектов с тех пор мало изменилась. Благотворительные магазины принадлежат общественным фондам, люди бесплатно отдают им вещи, а они продают их по низкой цене. 80% аренды магазина покрывает государство, а продавцами обычно выступают волонтеры. Прибыль идет на реализацию целей фонда и британцы считают покупки в таких магазинах не зазорным, а достойным делом, так как имеют высокий уровень доверия к таким организациям и знают, что поддерживают решение социальных проблем. Важно, чтобы НПО дали старт хорошим социальным предприятиям.”
Но некоторые молодые НПО не видят возможности участия в госзакупках, хотя понимание как оказывать услуги у них есть. На расчеты бизнес-плана и стратегии для привлечения денег нужны знания и ресурсы. А члены НПО часто имеют основную занятость с доходом и потому не сильно мотивированы в предпринимательском подходе в своей работе, которую воспринимают как хобби или социальную нагрузку.
“В прошлом году мы хотели участвовать в госзакупках на услуги инватакси. Для участия в конкурсе необходима уже инфраструктура для оказания услуги – оборудованные машины, диспетчер с записывающим звонки устройством, рабочее место. Также эти услуги должны быть прописаны в уставе организации. А я создавал свою организацию, чтобы решать вопрос доступности для людей на коляске в моем маленьком городке Абай. Пока на свои инициативы привлекаем поддержку бизнеса и собственные средства, полученные от разработке веб-сайтов”, – поделился Руслан Валиуллов, руководитель молодого Общественного Объединения инвалидов в Карагандинской области. Он и сам передвигается на коляске.
У инициативы по поддержке НПО несколько задач. Первая – проведение грантового конкурса среди социально-предпринимательских проектов, заявки на участие в котором могут подать все желающие НПО в различных сферах социальной деятельности, те, кто уже занимаются соцпредпринимательством и те, кто только планируют стартовать. Часть конкурса – онлайн обучение представителей некоммерческого сектора вопросам социального предпринимательства и финансовой устойчивости, финансовых и организационных рисков, успешных практик и необходимых шагов по СП.
“Часто начинающие НПО реализуют свой товар физическим лицам. Они хотели бы продавать свой продукт в магазинах. Но не знают, например, что для этого нужно проходить сертификацию, не хватает знаний по налогам. То есть много нюансов, о которых им никто не расскажет. Поэтому такие проекты очень нужны”, – считает Мирас Абасов, соцпредприниматель со стажем, руководитель единственного в стране производства биоразлагаемых пакетов.
Проектом также проводится открытое исследование актуального состояния социального предпринимательства в стране для выявления лучших казахстанских и международных практик и составления базы данных социальных предприятий НПО.
“В некоторых странах, таких как Великобритания, Германия – некоммерческий сектор генерирует до 20% дохода страны, трудоустраивает значительную часть граждан, качественно оказывает услуги. Нам важно понять, как выглядит оптимальная модель развития социального предпринимательства в Казахстане, создать базу эффективных и устойчивых НПО, разработать практические рекомендации по решению социальных вопросов в стране инструментами бизнеса”, – прокомментировала Алма Конарова.
НПО, представившие свои идеи по результатам обучения, поборются за грант. 20 организаций получат по 500 тысяч тенге и консультативную поддержку на свои проекты по социальному предпринимательству. Оценивать потенциал проекта НПО и его устойчивость будут приглашенные эксперты по социальному предпринимательству и представители грантодателя. Помимо экспертной оценки и отбора лучших из представленных проектов, они также посетят организации, проанализируют полученные результаты, оценят социальный эффект и потенциал реализуемой идеи. Лучшие проекты, как предполагается, выйдут на самоокупаемость, либо получат дальнейшую поддержку на местном уровне от бизнес-сообщества или акиматов.
“Основные критерии конкурса – это четкость и инновационность идеи, устойчивость проекта и вовлечение/трудоустройство целевой группы – решение старых социальных проблем новыми методами. А небольшая сумма вознаграждения – это попытка ухода от еще сохраняющегося грантового мышления НПО и мотивация на доходоприносящую деятельность как минимум для 20 организаций”, – пояснила координатор проекта.
На участие в конкурсе уже планирует подать заявку большое количество НПО . Организаторы надеются, что интерес к проекту будет проявлен и со стороны молодых НПО и тех, кто долго в некоммерческом секторе, но только начинает путь в социальном предпринимательстве.
“Мы хотели бы участвовать в проекте с идеей построить новую или переоборудовать уже работающую баню, в доступную для людей на коляске. Спрос на адаптированную баню с парной от колясочников есть. Такие проекты, конечно важны для начинающих НПО. Хотелось бы научиться рассчитывать бизнес-план, окупаемость идеи и найти начальное софинансирование”, – делится Руслан Валиуллов.
Также в задачах проекта – популяризация социального предпринимательства в СМИ и соцсетях через интересные и эффективные кейсы в разных регионах страны. Планируется трудоустройство на социальные предприятия как минимум 10 людей с инвалидностью. Срок реализации проекта – с марта по ноябрь 2021 года.
ОФ Центр социального анализа и партнерства является неправительственной организацией и работает с 2011 года. Учредители компании имеют более 20 лет опыта работы в некоммерческом и бизнес-секторе. Ранее проводили тренинги и исследования по вопросам общественной экспертизы и социального предпринимательства для НПО Казахстана и Центральной Азии.
Контакты для участия в проекте:
E-mail – CSPA-2013@yandex.com
Страницы в соцсетях:
You Tube https://www.youtube.com/channel/UCqts4kuwr8atzjKpzdrKqeA
Instagram https://www.instagram.com/csaalmaty/
Facebook https://www.facebook.com/cspaalmaty
Автор – Айслу Асан