НовостиОбщество

Законопроект «О защите прав потребителей» разрабатывается в Казахстане

Тем самым Комитет по защите прав потребителей способствует развитию рыночной экономики, передает novoetv.

Потребители нуждаются в особом внимании государства, так как без социальной, административной и правовой поддержки невозможно в полной мере защитить свои права.

В законопроекте приводится статистика, что только за первое полугодие 2021 года общественные объединения защиты прав потребителей рассмотрели 6138 обращений. Из них 5261 не дошли до судебного разбирательства. За этот период потребителям было возвращено более 94 млн тенге.

На данный момент права потребителей защищают только общественные объединения потребителей, которые являются неправительственными организациями.

В Казахстане зарегистрировано 66 общественных объединений потребителей, причем работают всего 40. Проблема финансирования их деятельности до сих пор не решена, из-за чего они не могут в должной мере защищать права потребителей. Поэтому существует нехватка квалифицированных кадров, нет должного технического и материального оснащения.

В целом, для решения существующих проблем в этой сфере предлагается:

  1. актуализация и совершенствование законодательства в сфере защиты прав потребителей;
  2. совершенствование 3-х ступенчатого алгоритма рассмотрения жалоб потребителей;
  3. распространение базовых принципов закона на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных услуг, оказываемых субъектами предпринимательства.
  4. установление четкого правового регулирования продажи товара при дистанционном способе включающий в себя:
  • предоставление потребителю возможности реализовать право на расторжение договора до вступления в физическое владение товаром (с обязательным информированием потребителя до заключения договора о возможных расходах, если они предусмотрены условиями договора, связанных с доставкой товара);
  • установление реестра добросовестных продавцов в электронной торговле;
  • регулирование возврата денежных средств потребителю при отказе продавца вернуть их;
  • применение электронными торговыми площадками мер к продавцам за несоблюдение требований законодательства о защите прав потребителей;
  • предоставление потребителю электронными торговыми площадками возможности ознакомиться со всеми ценовыми предложениями на товар;
  • указание срока доставки товара;
  • введение понятия «электронная торговая площадка» и порядок его деятельности.

Целями принятия законопроекта являются:

  1. институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет законодательного закрепления института Национальной ассоциации общественных объединений потребителей и института омбудсмена по защите прав потребителей;
  2. четкая регламентация алгоритма защиты прав потребителей;
  3. сокращение исков, поступающих в судебные органы, за счет усиления механизма до-и внесудебного урегулирования потребительских споров, но в тоже время безусловная реализация конституционной возможности судебной защиты прав потребителей за счет уточнения такого механизма;
  4. установление базовых принципов, на которых будет строиться законодательное регулирование защиты прав потребителей во всех сферах услуг;
  5. формирование целостной, эффективной и понятной для населения системы защиты прав потребителей;
  6. актуализация закона на основе международного опыта в сфере защиты прав потребителей;
  7. повышение доверия населения к институтам государственной власти;
  8. повсеместное повышение правовой грамотности потребителей и их потребительской активности в случае нарушения их прав;
  9. более активное вовлечение в процесс защиты прав потребителей гражданского общества в лице общественных объединений потребителей.

Комитет по защите прав потребителей надеется получить значительную поддержку со стороны государства.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button