Культура

В метре от актеров: в театре Станиславского прошла первая читка (фото)

Вчера, 29 октября, в театре им. Станиславского прошла первая читка пьесы. Читка – это когда актеры читают пьесу с листов, не заучивая текст наизусть. Здесь нет костюмов, декораций, звуковых и световых эффектов: только актеры, напечатанное произведение, зритель, который ближе, чем обычно, и согревающий чай. Корреспондент сайта novoetv.kz побывал на новом театральном формате.

Театральные читки – новый формат для карагандинского зрителя, но он хорошо известен, например, в России. Первооткрывателями в нашей области стал ТЮЗ Темиртау, а вчера читка собрала театралов Караганды. Первые зрители стали собираться в шесть часов: для них, как и для тех, ко пришел позже, провели экскурсию по цехам русдрама, да и сама читка прошла в непривычном месте для зрителей, но очень родном и знаком для труппы – репетиционном зале театра. На открытии сезона руководитель театра, Еспаев Дунай Амандыкович, сказал, что первая читка пройдет на хозяйственном дворе театра. Из-за текущих работ проведение нового формата откладывалось, а затем наступила поздняя осень, и проводить читку на улице было невозможно.

“Для меня, как человека творческого, обоюдное общение важно. Хочется узнать, куда мы вообще двигаемся. Сейчас молодые люди говорили про иммерсивный театр. Это тоже возможно. Мы хотим быть театром, который идет в ногу со временем. Мы хотим быть близким, полезным театром для наших зрителей”, – рассказал Дунай Амандыкович.

Актеры Станиславского читали пьесу в 12-ти сценах “Двое в кафе”, ее автор – Олжас Жанайдаров (псевдоним – Константин Жаров). Олжас родился в Казахстане, но свою творческую деятельность начал и продолжает в России. Известные пьесы драматурга – “Беруши”, “Танцы плюс”, “Джут”, “Магазин” и другие. Произведение читали семь актеров: Людмила Васильченко (Катя, 30 лет и режиссер читки), Антон Звонов (Алексей, 23 года), Андрей Марычев (Саша, муж Кати, 30 лет), Светлана Кройтор (Лена, девушка Алексея, 20 лет), Татьяна Яковлева (блондинка, официантка), Александр Полевода (деловой мужчина) и Надежда Вебер (читала ремарки автора). Действие происходит осенью в большом городе, в наши дни.

“Двое в кафе” рассказывает о трех парах: семье с десятилетним стажем, паре, познакомившийся несколько месяцев назад, и блондинке с деловым человеком. Пьеса поднимает проблемы семьи. Людмила Васильченко обозначает эту тему немного конкретнее – понимание семьи. Она считает, что сейчас молодые люди не хотят слышать друг друга, каждый эгоцентричен, все требуют соблюдать и уважать личное пространство, в котором нет места любви, детям и жертвенности. Хоть пьеса написана 10 лет назад, герои и проблемы, не потеряли своей актуальности. Рассказывая о процессе подготовки к читке, Людмила сказала, что труппа обратила внимание на то, что Олжас Жанайдаров проводит параллели от разных историй к физическому или моральному насилию. Актеры смотрели неутешительную статистику разводов в Казахстане, потому что одна из главных сюжетных линий пьесы – возможный разрыв отношений между мужем и женой.

“Мы в первый раз с вами на такой короткой дистанции, и для нас, актеров, это тоже волнительно. Мы как будто пустили вас на свою “кухню”. На сегодня этот формат (читки – прим. ред.), который проходит, он интересен. Это еще такой шаг, когда мы вам показываем, с чего начинается рождение любого спектакля”,– поделилась Людмила Васильченко со зрителям после читки.

На читку пришли и те зрители, для кого этот формат не нов: кто-то уже был в Темиртау, кто-то – в Санкт-Петербурге. После прочтения пьесы было бурное обсуждение. Некоторые зрители сказали, что этот спектакль нужно поставить в театре им. Станиславского, другие – не согласились. Они считают, что некоторые пьесы должны существовать только в формате театральных читок, и “Двое в кафе” – одна из них. Людмила тут сказала, что сегодняшняя читка – это только их взгляд, и если на сцене эту пьесу будет ставить режиссер, он может предложить свое видение, которое изменит материал до неузнаваемости.

Актеры иногда взаимодействовали друг с другом: вставали, разворачивались к партнеру, брали за руку или клали ее на плечо, вставали на колени. Одна из зрительниц сказала, что ей это мешало, отвлекало от сцен в собственном воображении. Режиссер читки на это ответила, что некоторые движения были непроизвольные, потому что они – драматические актеры, и взаимодействие с актером – это уже, скорее, привычка. Зрители чувствовали эмоции актеров, смеялись вместе с ними, плакали. Зрительница, часто посещающая постановки театра им. Станиславского, сказала, что читки – важнее, чем спектакли, потому что вызывают необычные переживания. Больше получаса не прекращалось и обсуждение самой темы: одни посчитали, что сюжет надуман и такого в реальности не бывает, другие на это отвечали, что просто не слышали таких историй и не сталкивались с ними, и что избиение жены и ее замалчивание об этом – пугающая реальность, которой есть место в современно мире. Наверно поэтому, парень, сидевший на последнем ряду, назвал “Двое в кафе” “тяжелой атмосферой давящей реальности”. Кто-то из женщин почувствовал безнадегу, а другие, в надежде на лучшее главной героини, увидели своеобразный хэппи-энд. Подводя итог этой читки, можно точно сказать одно – никто равнодушным не ушел и продолжил обсуждение пьесы с другими людьми не в стенах театра.

Если вы не успели или не смогли посетить эту читку по каким-либо причинам, не расстраивайтесь! До конца сезона в театре им. Станиславского запланировано еще три читки, но вот только пьесы уже будут другие. Вторая пройдет после нового года. 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button