Общество

В Казахстане прошло первое чтение законопроекта «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»

В Мажилисе Парламента РК состоялось первое чтение законопроекта «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

На чтении с докладом выступил Министр юстиции РК Марат Бекетаев. Он отметил, что для совершенствования института адвокатуры в качестве законодательных стимулов предлагается:обеспечить квалифицированность субъектов оказания юридической помощи; упразднить уплату вступительных взносов; пересмотреть порядок проведения аттестации, пересмотреть механизм повышения квалификации и привлечения к ответственности за некачественное оказание юридической помощи.

Также участники чтения предложили оптимизировать деятельность адвокатуры: сейчас у адвокатов нет свободного доступа к необходимой и важной для оперативного и своевременного оказания услуг информации. Для этого необходимо сформировать единую электронную базу Е-адвокатура. Это позволит наладить взаимодействие адвокатов между собой, с коллегиями адвокатов и государством.

Необходимо улучшить систему управления адвокатским сообществам – вести ограничения по срокам пребывания на должности председателя адвокатской коллегии. По опыту Франции, Великобритании и США нужно внедрить механизм обязательного ежегодного повышения квалификации адвокатов.

На чтениях пришли к выводу, что в Казахстане нужно ввести практику Probono – бесплатную юридическую помощь социально уязвимым слоям населения. Для этого будут созданы стимулирующие механизмы для деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную помощь. А также определить и законодательно закрепить правовой статус частнопрактикующих юристов, их права и обязанности. Для этого планируют создать саморегулируемые организации в виде палат юридических консультантов с обязательным членством для физических лиц, оказывающих юридическую помощь в суде. Как считают участники – это повысит конкурентоспособность и повысит качество юридической помощи.

Следует отметить, что законопроект содержит ряд других предложений, основной целью которых является обеспечение прозрачности, справедливости и повышения качества юридической помощи.

Справка

Законопроект состоит из 4 разделов, 7 глав и 104 статей.

В разделе 1 законопроекта закрепляются общие положения, посвещенные принципам юридической помощи, субъектам ее оказания, формам и видам, комплексной социальной юридической помощи, компетенции Правительства и уполномоченного органа.

В разделе 2 сохраняются положения Закона «О гарантированной государством юридической помощи». При этом предусматривается применение единой информационной системы для определения списка адвокатов, участвующих в гарантированной государством юридической помощи.

Раздел 3 законопроекта посвящен совершенстованию адвокатской деятельности в рамках реализации Концепции правовой политики.

В разделе 4 законопроекта предусматриваются положения о правовом статусе юридических консультантов и деятельности палат юридических консультантов.

Основными положениями законопроекта являются:

1. Устранение имущественного барьера в виде вступительных взносов, что позволит обеспечить доступ к профессии адвоката, повысит конкуренцию между адвокатами и увеличит их количество.

2. В целях улучшения качественного состава адвокатуры пересмотрен порядок проведения аттестации и механизм повышения квалификации адвокатов.

3. Для обеспечения представительства регионов в органах управления РКА устанавливаются ограничения по срокам нахождения в органах управления и порядок их формирования.

4. Упразднение адвокатского ордера. Практика использования этого документа показывает его неэффективность и архаичность. Его наличие создает условия для зависимости адвоката от руководства адвокатской организации.

5. Оптимизация деятельности адвокатуры путем введения Е-адвокатуры; автоматизирования процедуры определения списка адвокатов, участвующих в ГГЮП; введения онлайн-дежурств по ГГЮП; пересмотра деятельности адвокатских контор.

6. Пересмотрен механизм привлечения к ответственности за некачественное оказание юрпомощи. Усовершенствованы положения о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности (двухуровневые дисциплинарные комиссии)(опыт Австрии, Германии, Дании, Нидерландов, Словении, Эстонии и пр.).

7. Возможность граждан рассчитывать на страховое возмещение в случае оказания некачественной юрпомощи(опыт Австрии, Великобритании, Германии, Нидерланд, Франции, Швеции и пр.).Страхование предполагается ввести с 2020 года.

8. Для осведомленности населения и справедливого ценообразования предусматривается разработка РКА рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката, юридического консультанта(опыт Германии, Франции, США, Польши, Чехии и пр.).

9. Регламентирование деятельности частнопрактикующих юристов, именуемых в законопроекте – «юридические консультанты». Физические лица, оказывающиеюрпомощь в виде представительства интересов в суде, будут обязательными членами саморегулируемой организации.

10. Оказание юрпомощи на началах probono(опыт США, Англия, Австралия, Франция, Нидерланды и пр.).

Основные новеллы законопроекта предварительно обсуждались с представителями коллегий адвокатов, нотариальных палат, частнопрактикующих юристов, государственных органов, заинтересованных и неправительственных организаций.

В целом принятие законопроекта позволит обеспечить оказание доступной и качественной юридической помощи населению высококвалифицированными специалистами.

Принятие проекта закона не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button