
Сенатор Алдашев заявил о дефиците авиатоплива и высокой стоимости авиабилетов
Сенатор Суиндик Алдашев озвучил депутатский запрос, в котором обратил внимание на проблему нехватки авиационного топлива в Казахстане. По его словам, внутреннее производство не справляется с растущим спросом, и это сказывается как на стоимости авиабилетов, так и на работе аэропортов, передаёт novoetv.kz.
Как отметил депутат, на сегодняшний день дефицит авиатоплива составляет около 237 тысяч тонн, а к 2030 году потребность может вырасти до 550 тысяч тонн. В связи с этим часть объёмов приходится покрывать за счёт импорта.
Алдашев также привёл данные о структуре стоимости авиабилета. Так, авиатопливо составляет 36,5%, техническое обслуживание — 14,9%, аэропортовое обслуживание — 10,7%, а обслуживание пассажиров — 6,1%. При этом рынок поставок топлива, по его словам, остаётся ограниченным и непрозрачным.
Сенатор отметил, что для некоторых аэропортов доход от реализации топлива является основным источником прибыли, из-за чего они не заинтересованы в привлечении новых участников на рынок. Это может влиять на стоимость топлива для авиакомпаний и, соответственно, на цены для пассажиров.
Кроме того, Алдашев обратил внимание на неоднородность в подходах госорганов к регулированию топливного рынка, а также на изношенность инфраструктуры. По его словам, многие аэропорты нуждаются в реконструкции и работают в убыток.
В качестве решения он предложил:
-
разработать системный подход к управлению гражданской авиацией;
-
увеличить производство авиатоплива на отечественных НПЗ;
-
обеспечить прозрачность ценообразования;
-
привлечь инвесторов для развития инфраструктуры;
-
сосредоточить работу аэропортов на основных функциях.
Ранее с критикой в адрес высоких цен на авиабилеты выступал депутат Мажилиса Ерболат Сатыбалдин. Он предложил ввести государственный контроль над стоимостью авиаперевозок и применять меры к компаниям, нарушающим правила обслуживания.