Одна на всех

Одна на всех: казахстанское радио в военное время

В годы Великой Отечественной войны большинство журналистов воевали на фронтах. Под вражеским огнем они писали репортажи, заметки, стихи, выпускали фронтовые газеты и, что немаловажно, вели радиорепортажи. Как советский народ узнавал о событиях с фронта и чей голос сообщил казахстанцам о Победе – в материале novoetv.

Радио и фронт

Как рассказал профессор, президент Академии журналистики Казахстана Сагымбай Козыбаев в одном из своих интервью, особенность журналистики военного периода в том, что многие работники идеологического фронта (радио, газет) ушли добровольцами на фронт в качестве солдат.

“Известные писатели тоже ушли служить, но не выпускали пера из рук, сотрудничая с фронтовыми газетами и участвуя в выпуске дивизионных листовок. Количество республиканских газет и их объем сократились. Центральные газеты поступали с опозданием, да и местные зачастую выходили с перебоями – не хватало бумаги. В этой ситуации на первый план вышло радиовещание. На огромных столбах устанавливались мощные репродукторы, под которыми собирались толпы людей”, – приводит слова исследователя журналистики “Караван”.

Многие писатели и деятели культуры встали к радиомикрофону. Среди них – Алексей Толстой, Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Самуил Маршак, Галина Уланова, Куляш Байсеитова, братья Васильевы.

В эфир каждый день выходили радиообращения к бойцам Красной Армии. Тысячи ответных писем шли с фронта с пометкой: “Алма-Ата. Радио”. С 15 июля 1941 года началась постоянная радиопереписка фронта и тыла по Казахскому радио.

Радиоподдержка

В декабре 1942-го и январе 1943-го по Казахскому радио выступил Константин Симонов, прочитал стихотворения, среди которых было и знаменитое “Жди меня”. Писатель Габит Мусрепов перевел на казахский язык пьесу Симонова “Русские люди”. 8 октября 1942 года она впервые прозвучала в эфире. Одновременно она транслировалась для воинов фронта.

В тяжелые дни блокады Ленинграда пронзительное стихотворение Джамбула “Ленинградцы, дети мои!” благодаря радио приобрело силу всенародного обращения к защитникам и жителям города на Неве.

В “роковые сороковые” появились радиомитинги, радиопереклички, рапорты. Они вещали для бойцов фронта, защитников осажденного Ленинграда, воинов Сталинградского фронта, для осажденного Сталинграда, оккупированных районов запада Советского Союза. Эти передачи были чрезвычайно интересны.  Организовали вещание в военные годы Мина Сеитовна Сеитова – заслуженный работник культуры Казахской ССР, почетный радист СССР, кавалер ордена “Знак Почета”, медалей “За трудовую доблесть”, “За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.” и ее ученики.

Родной казахстанцам голос

Мина Сеитова провела у микрофона самый тяжелый для страны период  – годы Великой Отечественной войны. В мае 1945 года ее голос принес казахстанцам долгожданную весть о Победе. К этому времени диктор казахского радио уже была одним из самых известных людей в Казахстане. Голос Мины Сеитовой стал родным практически в каждой семье – и в больших городах, и в самых отдаленных аулах, где население было малограмотным и радио для народа оставалось единственным источником информации.

Она пришла на радио 15-летним подростком в 1934 году. В 30-е годы родной дядя привез Мину вместе с братьями из кустанайского аула в Алма-Ату и отдал в интернат. С 9 лет Мина училась в 12-й казахской школе, единственной в Алма-Ате. Благодаря своему звонкому голосу и трудолюбию Мина Сеитова стала первым диктором Казахстана, проработала в этой должности 44 года.

О начале самой страшной драматичной войны советскому народу поведал голос Юрия Левитана. Радио в те годы было единственным проводником всех сообщений Совинформбюро. В Алма-Ате информацию о положении на фронте поручили читать Мине Сеитовой.

Первые сводки Совинформбюро были неутешительными, Мина плакала, первой в республике узнавая важные новости. Позже она вспоминала: “Наши войска оставляли города. Но я себя успокаивала: нужно прочитать материал так, чтобы все верили – это временные потери, враг будет отброшен, впереди Победа! И, честное слово, мне у микрофона казалось, что я тоже военный человек”.

Люди были несведущими, они считали тех, кто работает на радио, большими начальниками, с которыми якобы советуется правительство. обращались к Мине Сеитовне со своими проблемами.

Заслуженный работник радио, Мина Сеитова ушла из жизни 18 апреля 1987 года.

Она воспитала целую плеяду дикторов и деятелей культуры, которые считали и считают ее своим наставником. Впоследствии ученики Мины Сеитовой стали знаменитыми людьми республики – это народный артист Казахской ССР Ануарбек Байжанбаев, народный артист СССР Ермек Серкебаев, народная артистка Казахской ССР Замзагуль Шарипова, известный казахский писатель и поэт Мукагали Макатаев, народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, Мамбет Сержанов, Геннадий Марюхин, заслуженная артистка Республики Казахстан Сауык Жаканова и многие другие.

Несколько фактов о роли радио в военное время

  • Радио вещало на весь Советский Союз. Эфирные радиоприемники перед войной у населения были изъяты. Проводное радио широко использовалось для оповещения людей о налетах вражеской авиации. Таким образом, оно оставалось практически единственным источником информации.
  • Единственным способом слушать новости в военные годы были репродукторы («Рекорд», «Зорька»). Они были чувствительными, звук проходил с дребезжанием, но речь при этом было очень хорошо слышно.
  • Часть вещания распространялась на занятые фашистами советские районы. Конечно, эфирное радиовещание вражеская сторона пыталась глушить, но для этого нужно было через каждые 50-100 километров ставить передатчики, что не представлялось возможным.
  • В Советском Союзе даже действовало два радиокомитета – для внутреннего и внешнего вещания.
  • Одна важная функция радио – это глушение радиопередач на русском языке, которые вели противники. Для этого требовались специальные передатчики, по мощности примерно равные вещательным.
  • Радиовещательные передатчики могли дистанционно управлять минами. Первым уничтоженным по радиоуправлению объектом стал высоководный мост через Истру рядом с Ново-Иерусалимским монастырем в Подмосковье.
  • Передатчик использовали не только для вещания, но и для связи. В качестве примера можно привести фрагмент из многосерийного фильма режиссера Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», в котором из обычного передатчика зазвучало: «Передаем информацию для сибирской идеологической партии», а дальше шел цифровой шифр.

Статья составлена из материалов различных интернет-источников

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button