КиноКультураНовости

Премьера казахстанского фильма «Боксер» прошла в Караганде

Вчера, 2 декабря, премьера ленты Акана Сатаева прошла в Караганде. В фильме все красиво, тренировки сняты с любовью, но порой сюжет не в меру идеален. Тем не менее, одна из целей фильма – вдохновить молодежь на спорт – явно будет выполнена.

Юного Серика в ленте «Боксер» исполняет Маулен Байзулин, взрослого – 27-летний Смадиар Сабыров, для которого это был дебют. У Смадиара, кроме того, есть боксерский опыт, и молодой человек в интервью подчеркивал: важно, чтобы каждый удар был поставлен достоверно.

Фильм основан на реальной истории Серика Сапиева: события ленты охватывают период его поражения на олимпиаде в Пекине (2008 год) до следующей олимпиады в Лондоне (2012 год). История подается в формате интервью – это перемежается с действием ленты, где Серик вспоминает значимые фрагменты своей спортивной жизни.

Вечером 2 декабря в карагандинском кинотеатре «Сарыжайлау», помимо показа фильма, организовали еще и встречу с творческой группой. Сюда прибыли главный герой картины и ее консультант, двукратный чемпион мира и заслуженный тренер Казахстана по боксу Серик Сапиев, сыгравший роль тренера Александра Стрельникова актер Игорь Ермашов, вице-президент киностудии «Казахфильм» Айдар Баталов, а также Смадиар Сабыров.

«Боксер» – это совместный продукт Центра поддержки национального кино, компании «Sataifilm» и «Казахфильма», рассказал вице-президент киностудии Айдар Баталов. Официальная премьера картины прошла в Алматы 1 декабря – именно с этого дня фильм в прокате – после этого премьеру приняла Караганда.

“Я благодарен судьбе, что момент триумфа нашей национальной олимпийской сборной в Лондоне – а тогда мы завоевали 7 золотых медалей, одна из которых была моей – стал точкой отсчета для идеи о кино”, – поделился Серик Сапиев. – “Во время съемок я несколько раз встречался с Аканом Сатаевым и съемочной командой, чтобы мою биографию преобразовали в сценарий. Некоторые сцены были доработаны с художественной точки зрения, однако в целом достоверность соблюдена полностью. В съемочный процесс я не вмешивался, поскольку съемочная команда – профессионалы своего дела. Никаких советов по сценам не давал”.

До того, как сняться в фильме, Смадиар Сабыров работал бортпроводником. За несколько лет до «Боксера» он участвовал в кастингах, в том числе на фильм «Томирис» Акана Сатаева. Молодой человек после этого остался в базе фильма, и кастинг-директор «Боксера» заметила его, предложив кандидатуру режиссеру. Юноша поделился: готовясь к съемкам, актеры смотрели сцены из разных фильмов о боксе – например, из «Боя с тенью» Алексея Сидорова.

“В нашей школе, когда я учился в пятом классе, открылась секция бокса – кружки были разные, но бокса не было, и меня это заинтересовало – остался тренироваться, – рассказал Смадиар. – Что касается непосредственно съемок, приходилось где-то переучивать себя, менять стойку, перенимать манеру ведения боя и технику Серика. Очень помог в подготовке Жандос Айбасов – казахстанский актер и член команды каскадеров «Nomad Stunts». Тренировались мы каждый день – трижды, выходных не было. У меня, кстати, был недовес: я весил 63 килограмма, и нужно было добрать хотя бы до 70 – но набор этой массы заключался как раз в тренировках и в правильном питании, а массу эту надо было держать”.

Часть съемок «Боксера» имела место и в Карагандинской области: здесь снимали период детства главного героя – когда отец Сапиева работал на шахте, а также сцены с более взрослым Сериком. Приезжали в карагандинский регион, рассказал Смадиар, несколько раз, в разные времена года.

Актер Игорь Ермашов когда-то работал со Стивеном Сигалом и сейчас сам является режиссером – но театральным. В кино, отметил сразу, сниматься не любит, но Сатаев, рассказал, пригласил его лично, чтобы исполнить роль Александра Стрельникова. К съемкам в «Боксере» готовился, подробно изучая жизнь спортсмена и, поделился, был восхищен Сериком.

“Это фильм, основанный на реальных событиях, фильм-мотивация о стойкости, о духе и целеустремленности. Эффект картины таков, что после премьеры в Алматы публика встала с восторженными восклицаниями, – поделился Игорь Ермашов. – Думаю, «Боксер» даст новую точку отсчета и другим спортивным драмам. И если хотя бы один мальчик, посмотрев эту ленту, через какое-то время станет олимпийским чемпионом – значит, наш труд и два перелома у Смадиара были не зря. Работа была тяжелой, но очень важной: чтобы поставить всего несколько ударов, которые на экране длятся секунды, мы репетировали часами”.

Чего ждать от фильма

Вообще сюжет полуторачасовой ленты можно уместить в несколько слов: герой проиграл, усердно тренировался – выиграл. Композиция в картине, по сути, стандартная – таких даже в мировом кинематографе хватает.

«Боксер», как ему и полагается, начинается с поединка – того самого, в котором главный герой терпит поражение. Камера здесь – подвижная, с резкими наездами на героев для придания большей динамики, монтаж – нелинейный. Спортсмен проигрывает, за этим следуют кадры интервью с невероятно холеной идеально накрашенной тележурналисткой. Во временной линии, где Серик потерпел поражение, он возвращается домой и вспоминает детство.

Актеры играют и держатся в кадре очень хорошо, события из жизни Сапиева поданы достоверно – есть здесь, к слову, и сцена с Елбасы. Мама и жена – поддерживают, тренера –строгие, но ведь именно благодаря им главный герой одерживает победы и не сдается на полпути. Тяжесть тренировок, правда, можно было бы показать подробнее и глубже – но видно, что сцены в спортзале сняты с большой любовью и заботой. Это, пожалуй, поддерживает суть картины: тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться, а профессиональный спорт – дело тяжелое.

Очень сильной оказалась сцена, где супруга главного героя теряет ребенка: на фоне остальной идеальности она как гром среди ясного неба, да и актеры отыграли трагедию глубоко. Однако в следующие четверть часа сюжетную арку жены как будто забросили: поддерживал ли ее муж?.. В жизни – наверняка, но в ленте это смотрелось бы не менее сильно и трогательно, показав главного героя как заботливого супруга.

Первый акт «Боксера», особенно сцены из детства, сопровождает умиротворяющая музыка гитары и клавишных, рисуя атмосферу, в которой рос маленький Серик, а сами кадры представлены исключительно в теплых тонах. Но тренировки – что уже традиционно в фильмах подобного направления – в который раз почему-то сопровождаются рэп- и хип-хоп композициями. К финалу их сменят песни с патриотичными текстами – но снова в стиле рэпа. Примерно в это же время резкие наезды камерой начинают надоедать: их станет слишком много. Но возможно, так режиссер поддерживает динамику картины – фильм-то о боксе.

Финальный бой на олимпиаде в Лондоне снова сопровождается воспоминаниями главного героя – из детства, из юности, из недавнего прошлого… И да, такой прием, конечно, хорошо работает на массового зрителя, но будем честными: он, опять же, практикуется во многих подобных фильмах. Итог – победа, аплодисменты зрителей на экране, радость друзей и родителей, аплодисменты зрителей в кинозале. Съемочная группа выходит на сцену, чтобы побеседовать со зрителями.

В то же время, надо сказать, свою задачу вдохновить «Боксер» все-таки выполняет: тренироваться после этой ленты хочется с удвоенной силой – особенно когда понимаешь, сколько хорошего спорт может сделать с нашим телом.

Автор – Анна СТРОКОВА

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button