Авторская колонка

Почему казахстанский Qarmet пока мало чем отличается от Арселора душегуба Миттала?

Слышны только громкие заявления, но конкретики по ним нет никакой.

Чем вызвана такая политика – боязнью сглаза или страхом, что руководству Кармета могут погнуть чакры – нам не ведомо.

Давайте попробуем разобраться.

За последний месяц автор почти в ежедневном режиме слышал два вопроса:

«Иваныч, вот ты столько лет своими статьями боролся с индусами, отстаивая наш казахстанский Кармет. Они тебя шантажировали, подавали на тебя в суд. Сделали всё, чтобы ты больше не публиковался на Atameken Business. И что, новый казахстанский владелец не предложил тебе работу? Хотя бы в знак признания твоей многолетней «партизанской деятельности на временно оккупированной Митталом территории»?

 «Иваныч, новая администрация «Кармета» работает уже скоро как третий месяц, а ты всё молчишь. Тебя что – Лаврентьев купил?».

Докладываю: «Нет, не предложил. Нет, не купил».

Поясняю за «своё молчание». Здесь «ларчик просто открывался»: анализировать-то нечего. Что критиковать или чем восторгаться?

За всё время работы новой администрации мы слышали только Letter of intent – заявления о намерениях.

Например, 23 января 2024 года Андрей Лаврентьев заявил президенту:

«Qarmet ставит перед собой стратегическую цель увеличить объёмы производства и вернуть статус одного из лидеров металлургии Центральной Азии и СНГ к 2028 году. Для реализации намеченных целей планируется увеличение производства стали на 64% – до 5 млн тонн, железорудного концентрата на 88% – до 5 млн тонн и добычи угля на 47% – до 9 млн тонн в год».

Пошагового плана инвестиций – у какой Зины на это взять деньги – публике представлено не было. Как и не был озвучен план поэтапной модернизации Кармета.

И пресс-конференций не было.

На запросы об интервью с генеральным директором автору не отвечают. (Здесь надо понимать, что решения по этому вопросу принимает не он сам, а совсем другие люди).

Извините, но даже при душегубе Миттале пресс-служба компании была куда более открытой, чем сейчас.

Другой важный вопрос

Пока мы не имеем достоверной информации о том, насколько хорошо «новые менеджеры» коммуницируют с местными производственниками. Во всяком случае, информация из цехов идёт отнюдь не праздничная.

Они-то – «супер-манагеры» – как всегда всё знают и всё умеют. Они твёрдо уверены, что могут одинаково успешно руководить всем подряд. Хоть роддомом, хоть кондитерской фабрикой, а хоть бы и интегрированным металлургическим предприятием полного цикла.

29 ноября 2016 года некто Владимир Кочергин в соцсети разместил великолепный текст «Как угробить любую компанию».

«Друзья, на моих глазах запороли две перспективные компании из четырёх федеральных, в которых мне довелось поработать. В лучших традициях моих рассказов, весело и с матом я расскажу, как можно всадить любой перспективный бизнес за максимально короткий срок.

Нужно прояснить два момента. Первый – зачем в компании нужны политики и процедуры? Вы не знаете? Чтобы их исполнять? Да перестаньте! Политики и процедуры создаются, чтобы заменить незаменимых. Это просто стадия жизни компании от хороших специалистов до хороших политик и процедур. Следующий этап жизни компании: засеивание нереализуемыми политиками всего поля принятия решений и локальных ресурсов. И главное – ****** всем мозгов».

Этот манифест моментально разлетелся по просторам интернета, дав нам понимание того, чем занимаются «эффективно-дефективные менеджеры». Итак…

…правила как угробить компанию

С небольшой редакторской правкой. Хотя я бы маты (и не для красного словца) оставил.

И последнее от Владимира Кочергина:

«И запомни главное: не ты плохой. Просто ты гораздо умнее этого мяса. В конце концов, у тебя же есть MBA. И диплом какого-нибудь американского ВУЗа, в котором ты никогда не был. Если когда-нибудь дрогнешь, вспомни, что Google переводит сотрудников на home-office, а Цукерберг обещает запускать дирижабли с Wi-Fi в пустынях. Ну неужели ты на работе не сможешь нести такую же хрень?».

Эффективные менеджеры, конечно, скажут, что всё вышесказанное – поклёп их завистников. Да и написано было до исторического материализма.

Но вот вам…

…наисвежайший пример

  Читаем в Financial Times статью Boeing in ‘last chance saloon’, warns Emirates head  от 5 февраля 2024 года.

Да-да, о том, как манагеры угробили Boeing.

Так вот, здесь глава крупнейшей в мире авиакомпании Тим Кларк рассказывает о проблемах производителя самолётов.

А Emirates, на минуточку, крупнейший заказчик Boeing. Только в ноябре 2023 года она заказала 95 широкофюзеляжных самолётов Boeing 777 и 787. На целых 52 млрд долларов.

И зная о дебильных политиках у самолётостроителя, Emirates отправила своих инженеров на завод Boeing в Южную Каролину. А также на завод его поставщика – Spirit AeroSystems.

Сэр Тим Кларк сообщил Financial Times что

«стал свидетелем прогрессирующего снижения стандартов Boeing, которое он объяснил давними ошибками в управлении и управлении. В том числе, приоритетом финансовых показателей над техническим совершенством».

То есть здесь мы видим главенство менеджеров над инженерами. Такое, увы, было на «АрселорМиттал Темиртау» и, похоже, может повториться на Кармете.

В нормальных корпорациях менеджеры вырастали из инженеров, проходя все этапы производства. И они понимали, на чём экономить можно, а на чём нельзя.

Но в конце концов их замещали классическими «эффективными менеджерами». А для этих важнейшей задачей стало обеспечение финансовых показателей корпорации: неуклонный рост капитализации и выплата щедрых дивидендов. От которых и зависят зарплата и премии менеджеров.

И что же такого сделала корпорация, что в конце концов привело к катастрофе Boeing 737 MAX 8? Просто «эффективные» включили режим экономии:

  • Часть производства передал на аутсорсинг, что обернулось потерей компетенций в проектировании и производстве;
  • Для экономии сборку Boeing 787 перенесли в Южную Каролину. Там не было профсоюзной ячейки, а сообщения о нарушениях при сборке самолётов просто игнорировались;
  • ПО для самолётов разрабатывали индийские студенты, которым платили 9 долларов в час;
  • В ковидный кризис менеджеры уволили инженеров и рабочих, которых затем не удалось вернуть обратно на производство.

Если хотите подробностей – читайте «Краш-курс: Как менеджерская революция Boeing породила катастрофу 737 MAX».

Подведём итог

Как видим, «эффективные постиндустриальные менеджеры» легко могут довести до краха любую компанию.

И не дай Будда в это число попадёт и Карметкомбинат. Тогда всем будет хана. Всем нам. И региону, и стране. Кроме, разумеется, «эффективных менеджеров».

Пока же кампания по заключению рекламных контрактов АО Qarmet с казахстанскими СМИ идёт к своему завершению. И скоро из каждого утюга будут звучать панегирики о внезапно свалившемся на нас счастье. Ибо это и есть главное.

К слову, 13 марта 2023 года автор уже писал на эту тему. Здесь: «Аве, Миттал: Почему часть казахстанских СМИ вдруг стала облизывать иностранца-миллиардера».

Дооблизывались. Но урок впрок не пошёл.

Сейчас будет другой воспеваемый. И менеджеры другие.

Но увы, возможно такие же «эффективные».

Простите, но на мой дилетантский взгляд Кармет пока мало чем отличается от Арселора. А прояснять ситуацию, увы, никто не собирается.

Олег И. Гусев

P. S. И да, уважаемая пресс-служба АО Qarmet, «к вам обращаюсь я».

Когда вы размещаете в телеграме информацию о переговорах Кармета с мировым лидером Baowu Steel, не тупите, пожалуйста.

Не надо лишний раз подчёркивать, что мы безнадёжно отстали.

Поясняю.

На первом фото МРАЧНЫЙ И ГРЯЗНЫЙ цех Кармета. О том, что это не китайское производство говорит табличка в нижнем правом углу «Редуктор SIEMENS».

И рядом глянцевая картинка адъюстажа прокатного цеха Baowu Steel.

Это же по-зи-ци-о-ни-ро-ва-ни-е компании, девочки. И страны, между прочим. В 1937-ом за вами бы уже через 10 минут после публикации выехали.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button