В эфире программы “Твоё кино” на “Жана FM” развернулась живая дискуссия о советском фильме “Письма мёртвого человека” (1986). Лента режиссёра Константина Лопушанского, ученика Андрея Тарковского, объединила в себе жанр постапокалипсиса и философии. Аня Лето, Галина Польских и Евгения Смехова поделились своими размышлениями о картине и её значении, передает novoetv.kz.
Что же обсуждали в эфире? Вопрос первый: “как этот фильм вообще могли снять?”
Аня Лето сразу отметила, насколько фильм был “неудобен” для своего времени:
«Я вообще не понимаю, как на этот фильм выделили деньги. Тематика была слишком непривлекательной для государства. Это же настоящая психоделика, фантастика с философским подтекстом!»
Лента вышла за несколько месяцев до аварии на Чернобыльской АЭС, что вызвало глубокие эмоции у зрителей. Евгения Смехова обратила внимание на совпадение:
«Вы представляете, какой шок был у людей? Сначала фильм, а потом настоящая трагедия. Это наложило дополнительный слой на восприятие картины».
Константин Лопушанский был ассистентом Андрея Тарковского на съёмках “Сталкера”, и это, по мнению ведущих, явно отразилось на его дебютной работе. Аня Лето заметила:
«У меня было стойкое ощущение, что тут присутствует что-то из тарковской эстетики. Видно, что он нахватался этого духа».
Постапокалиптический жанр был редкостью в советском кино, что также привлекло внимание участников дискуссии. Галина Польских поделилась:
«Советский зритель привык к комедиям, мелодрамам или историческим эпосам. А здесь — мрачная антиутопия, где человеческая жизнь висит на волоске. Возможно, поэтому фильм не показали в кинотеатрах».
Аня Лето добавила:
«Это был шок не только для зрителей, но и для власти. Возможно, поэтому фильм не получил широкой огласки. Он слишком точно попал в нерв времени. В те времена фильмы либо должны были собирать кассу, либо поддерживать идеологию. “Письма мёртвого человека” выбиваются из этого ряда. Это больше похоже на авторское кино, которое делает вызов системе».
Много внимания ведущие уделили творческой команде фильма.
«Константин Лопушанский — ученик Андрея Тарковского, и это чувствуется. Местами кажется, что ты смотришь нечто вроде “Сталкера”, но с другим акцентом», — заметила Аня Лето.
Евгения Смехова углубилась в детали:
«Сценарий писался при участии Бориса Стругацкого. Это добавляет слоёв: тут и философия, и фантастика, и потрясающее понимание человеческой природы».
Галина Польских обратила внимание на визуальную и эмоциональную силу картины:
«Этот фильм не для лёгкого просмотра. Каждая сцена, каждый диалог пробирают до мурашек. Я была настолько погружена, что даже концовка меня выбила из колеи».
Евгения Смехова согласилась:
«Это кино — вызов. Оно показывает, что даже в самой тёмной ситуации человек остаётся человеком. Это не просто история о катастрофе, а размышление о том, как мы живём, что ценим».
Полную запись дискуссии можно послушать здесь.
«Такие фильмы, как “Письма мёртвого человека”, помогают нам понять, что важно. Это не просто апокалипсис, это размышление о человеке, его силе и слабости», — резюмировала Аня Лето.