КультураНовости

Находка из Улытау: реконструкцию знатной женщины эпохи Золотой Орды презентовали в столице (фото)

Впервые в Казахстане на основе антропологического материала из мавзолея Болган Ана сделана гиперреалистичная скульптура – воссозданный до тонких деталей образ знатной женщины, сообщает novoetv cо ссылкой на BaigeNews.

Напомним, открытие выставки Карагандинского областного историко-краеведческого музея состоялось в Национальном музее РК 11 февраля.

Выставка Карагандинского областного историко-краеведческого музея пройдет в столице

 

“Мавзолей Болган ана датируется XIV веком и является памятником республиканского значения. Согласно сохранившимся фольклорным и историческим данным мавзолей сооружен для дочери Жошы хана (по другим сведениям – сноха), или же для представительницы знатного рода. В 2018 году в мавзолее были начаты комплексные исследования. В ходе изучения обнаружены останки 35-40-летней женщины, с богатым сопровождающим инвентарем: в погребальной камере были найдены останки чапана, золотая чаша и серьги, железный нож, зеркало, а также остатки седла”, – написано в аннотации к реконструкции Болган Ана.

Руководитель управления культуры, архивов и документации Карагандинской области Еркебулан Жумакенов поприветствовал посетителей выставки и рассказал о том, что послужило основой экспозиции.

“Сегодня мы бы хотели представить вам реконструкцию Болган Ана и выставку с находками из мавзолея Болган Ана, найденных на территории Улытауского региона Карагандинской области. Это история эпохи Золотой Орды, история колыбели казахской государственности. О мавзолее Болган Ана встречаются сведения в трудах путешественников и ученых средневековья. В ходе раскопок были обнаружены ценные археологические находки, свидетельства той эпохи”, – рассказал Еркебулан Жумакенов.

В результате казахстанским ученым удалось определить реальное время жизни исторической личности и сделать генетические выводы.

На основе антропологических данных была подготовлена первая в Казахстане реалистическая скульптура, разработана реконструкция одежды и вспомогательных элементов. Результаты этой исследовательской работы до 1 марта могут увидеть посетители Национального музея.

Археолог, историк и заведующая международной научно-исследовательской лаборатории Margulan Centre Павлодарского педагогического университета Татьяна Крупа поделилась тем, как проходила работа по реконструкции внешности и одеяния Болган Ана.

“Моя работа здесь состояла из двух частей. Это отчасти реставрация таких вещей, как фрагмент головного убора, здесь на витрине лежит оригинал и кусочек халата, это шелковый каскад. Длина чапана по низу четыре метра. Рост женщины – 1 метр 57 см. Это дворцовая мода. Мы здесь и вручную красили. А там за стеклом фрагмент оригинала. Сам чапан в реставрации еще будет три года, там ткань два с половиной на два метра. Но общество должно видеть результаты”, – рассказала историк.

Реконструкция представляет собой абсолютную копию, сделанную из современных материалов, близких к оригиналу, который имеется в мавзолее Болган Ана.

В работе над Болган Ана Татьяна Крупа выполняла всю работу, начиная от изучения кроя до реставрации и пошива.

“Головной убор, халат и сапоги мы сделали примерно за девять месяцев. А сама реставрация вещей три года длится и это еще не предел. Это очень кропотливая работа. Мы хотели сделать такую реконструкцию, где бы все технологические особенности, которые есть в оригинале – крой, швы, высота швов, размеры – все соответствовало оригиналу. Понимаете, эти вещи после реставрации требуют особого хранения. Они могут выставляться до полугода и при этом храниться в специальных условиях. Это очень хрупкие вещи. Я не зря сказала, что эти вещи единственные сегодня в Казахстане. Хотя были находки в 1960-е годы. Но их некому было сохранить. А люди, которые приходят в музей, должны видеть, как выглядели люди той эпохи”, – поделилась историк и археолог.

Создатель скульптуры Болган Ана, художник и скульптор-гипперреалист Айдос Исмагамбетов поделился, как проходил процесс работы.

“Моя задача была сделать гиперреалистичную фигуру. Я являюсь единственным в Казахстане гиперреалистом. Ко мне обратился археолог Айбар Касеналин. Они сначала кость нашли, изучили находки в Улытауском регионе. Потом они раскопали череп, отправили его в Москву, туда, где делают антропологические реконструкции. И уже оконченный вариант мне принесли. Мне от них нужна была только реконструкция. И потом я уже с точностью математического расчета все это измерил. Мне нужно было также знать рост. Дальше уже сам я беру, использую свои навыки и делаю скульптуру”, – рассказал скульптор.

В первую очередь, сказал Айдос, ученые сделали реконструкцию – в частности, то, какое у этой женщины было лицо. Скульптор же добавил немного монголоидные черты лица. Но основные черты лица – все это сохранил. Добавил только немного элементы мимики.

Айдос Исмагамбетов уже делал скульптуры Абая Кунанбаева, Абылай хана, Барака Обамы. Болган Ана – один из первых женских образов в списке скульптора.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button