Мой город К: об улучшении обслуживания пассажиров аэропорта в 60-е годы

В рамках спецпроекта «Мой город К» делимся с вами информацией из архивной справки промышленно-транспортного отдела обкома КП Казахстана, направленной Николаю Васильевичу Банникову, советскому государственному и партийному деятелю, первому секретарю Карагандинского обкома КПСС, передает novoetv.kz.

Карагандинский аэропорт уже к 1960-му году был специализирован на перевозку не только пассажиров и грузов, но и использовался в сельском хозяйстве, развозке и для других специальных перевозок. Пассажирские грузовые перевозки возрастали с каждым годом. Из имеющихся аэропортов области только Карагандинский был типовым.

Если в 1955 году было перевезено 22 тысяч пассажиров, то в 1960 году — 157,3. Постоянные пассажирские и грузовые перевозки осуществлялись с 24 городами, райцентрами, совхозами, а также наиболее удаленными населенными пунктами области. В 13 городах и райцентрах области созданы аэропорты.

«В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР, Карагандинский аэропорт в семилетнем плане принадлежит реконструкции. Намечено строительство взлетнопосадочной полосы со всем необходимым для ночных полетов, радио- и светотехническими оборудованием, технические мастерские, пакгауз, гостиница, жилье для авиаработников, детсад и другие объекты»,— говорится в документе.

В 1960 году на строительство взлетно-посадочной полосы было выделено 10 миллионов рублей. Но когда начались строительные работы, не была налажена производственная база (асфальтобетонный и бетонный заводы). Работы велись некачественно, несмотря на ряд замечаний и требований со стороны заказчика. В итоге из 10 миллионов в 1960 году было освоено 3,8 миллиона.

План по капитальному строительству на 1961 год:

  • на строительство взлетно-посадочной полосы — 6,3 миллиона рублей из средств ГУ.
  • на строительство жилья и детсада — 1,8 млн. рублей.

«Выделенных средств недостаточно, так как полная сметная стоимость взлетно-посадочной полосы составляет 16,101 тыс. рублей, а с учетом всех предусмотренных радиосредств и светообеспечения, без которых эксплуатация взлетно-посадочной полосы невозможна, необходимо еще 16 млн. рублей. Если на строительство Карагандинского аэропорта средства отпускаются, то этого нельзя сказать в отношении аэродромов местных воздушных линий. В некоторых вообще нет тех минимальных удобств, которые необходимы для пассажиров»,- отмечено в документе.

В соответствии с решением Совета КазССР командованием авиаотряда была подготовлена проектно-сметная документация на аэропорты Киевки, Каракала и Актогая, с общей сметной стоимостью 2 млн. 932 тысячи рублей. Строительство не было начато из-за отсутствия средств.

«Следует отметить, что аэропорт Каракал в настоящее время не обеспечивает безопасности полета, так как район аэродрома вошел в производственную зону рудника. В настоящее время в целях безопасности полетов, аэродром необходимо переносить в другое место. Плохо обстоит дело особенно с жильем в аэропорту Джезказган. В результате отсутствия жилья в аэропорту Джезказган в последнем ощущается острый недостаток в авиационных специалистах»,— отметили в справке.

Средства на капитальный ремонт по авиаотряду ежегодно осваивались в соответствии с утвержденными суммами: при плане 640 тысяч рублей по капитальному ремонту в 1960 году авиаотрядом освоена эта сумма полностью. Средства за счет капремонта используются в основном на благоустройство базового аэропорта, на ремонт жилого фонда и на ремонт периферийных аэродромов, в основном летних полей.

В архивном документе также отмечается, что обслуживание пассажиров в аэропортах Караганда, Балхаш, Джезказган и других неудовлетворительное и вызывает нарекания со стороны пассажиров. По различным причинам срыв и отмена полетов в 1960 году составила по центральному расписанию 7% и по местному 21% от всех вылетов.

«Только задержек вылетов до 24 часов за этот период было более 1500 случаев. Наряду с погодными условиями, влиявшими на регулярность движения самолетов, отменялись рейсы из-за неподготовленности материальной части (более 230 случаев), по вине отдела перевозок и других служб (41 случай), по вине экипажей (14 случаев). Отрицательно сказывается на регулярность движения самолетов неудовлетворительное техническое состояние самолетного парка (коэффициент технической готовности пассажирского и грузового самолетного парка составляет 74%, а по тяжелым машинам 54%), отсутствие запасных частей, подготовленных кадров технического состава (требуется 93 техника и механика, имеется в наличии 69), отсутствие резерва самолетов и экипажей к ним.

Для перевозки пассажиров авиаотряд располагает стереотипными самолетами (ЛИ-2), которые не приспособлены для пассажирских перевозок, особенно на дальние расстояния (Караганда-Свердловск, Караганда-Омск и др). Отдел перевозок не добился еще вежливого и культурного обслуживания пассажиров. Отдельные работники допускают грубость в обращении с пассажирами, нарушают установленный порядок работы служб (кассы, справочное бюро). В аэровокзалах отсутствует ряд необходимых указателей и таблиц. Имеют место случаи отсева пассажиров из-за длительного ожидания вылетов. Так за 1960 год пассажирами было возвращено 2 тысячи билетов. На жалобы, занесенные в книгу жалоб Карагандинского аэропорта, пассажиры получают формальный или даже грубый ответ»,— писали в документе.

В документе отмечается, что в Карагандинском аэропорту не принято должных мер к обеспечению пассажиров необходимыми услугами. Транзитные пассажиры не обеспечиваются местами для ночлега. Имеющаяся гостиница на 34 места предназначена для отдыха экипажей, часть гостиницы заняты служебными помещениями.

Статья составлена из документов Областного Карагандинского архива

Мой город К: аэропорт «Сарыарка»

Автор: Alyona

Читайте также

Мой город К: угольные легенды

Караганда — шахтерская столица. Это звание плотно закрепилось за нашим городом и держится на протяжении …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *