Мой город К: детская железная дорога

Немного информации о детской железной дороге нашего города от редакции novoetv.kz.

Эта железная дорога расположена в парке имени 30-летия ВЛКСМ и была торжественно открыта 1 мая 1957 года. Кстати, история самого парка начинается в 1935 году, когда стартовало строительство водоема и благоустройство территории, вокруг него. Открыт для посетителей он был в 1946 году.

Вернемся к детской железной дороге. Она была построена в 1956 году, даже несколько пробных рейсов было совершено в День шахтера, 22 августа. Несмотря на это, регулярная эксплуатация дороги началась 1 мая 1957 года.

Первоначально дорога представляла собой линию с двумя тупиковыми станциями — Комсомольская и Пионерская. В первые годы на станции Пионерская имелся второй путь для обгона локомотива, а на станции Комсомольская – разворотная петля. На обеих станциях были сооружены деревянные вокзалы, а на Пионерской был оборудован пункт экипировки тепловозов.

На момент открытия дороги единственным локомотивом был паровоз ВП1-805-27. Скорее всего, он был получен с одной из промышленных узкоколеек. На таких дорогах широко практиковалось присвоение паровозам внутренних инвентарных номеров. Примерно в 1961 году в распоряжение детской железной дороги поступил тепловоз ТУ2-115. В начале 1970-х годов парк подвижного состава пополнился тепловозом ТУ2-037. В 1987–1989 годах ТУ2-037 был отправлен на капитальный ремонт, а взамен был получен с Кустанайской детской железной дороги тепловоз ТУ2-111.

В начале истории Карагандинской детской железной дороги было три легких деревянных вагона длиной не более 7–8 м. Предполагается, что в середине 1960-х годов им на смену пришли цельнометаллические пассажирские вагоны, а затем – три вагона PAFAWAG. В конце 1980-х – начале 1990-х годов на смену трем польским вагонам пришли пять отечественных вагонов ПВ40. В связи с увеличением длины состава потребовалось удлинение платформ на обеих станциях. Примерно тогда же была проведена реконструкция дороги. На станции Пионерская был демонтирован обгонный путь, а от тупика в четной горловине станции построено продолжение главного пути. Новый участок от Пионерской трехкилометровой петлей замыкался на стрелку, которая до реконструкции вела на обгонный путь с нечетной стороны станции. На этой петле была открыта новая платформа Зоопарк без путевого развития. Сама же станция Пионерская была перенесена на несколько десятков метров ближе к Комсомольской. При этом старая пассажирская платформа станции Пионерская осталась, но больше не использовалась.

В ходе реконструкции были обновлены и средства СЦБ. Взамен полуавтоматической блокировки на перегоне была смонтирована автоблокировка. На станциях ручные приводы стрелочных переводов были заменены электрическими, позволившими внедрить систему электрической централизации. В 1990-е годы станция Комсомольская была переименована в Арман, а перенесенная в ходе реконструкции на новое место станция Пионерская – в Дружбу.

В 2001 году детскую железную дорогу сняли с баланса «Казахстан Темир Жолы», сославшись на то, что она не приносит дохода, а тратиться на ее ремонт и обслуживание нужно. До 2004 года она была «законсервирована» – никем не охранялась и быстро лишилась участков рельс, шпал, запчастей и более или менее презентабельного вида. В 2004 ее отремонтировали и запустили вновь. Деньги на содержание узкоколейки стал выделять городской акимат. 1 августа этого года Карагандинская детская железная дорога вновь открылась для пассажиров, но теперь ее обслуживали взрослые и она работала в качестве аттракциона. Раньше на детских железных дорогах «работали» дети – были проводники, машинисты, диспетчеры.

В 2006 году движение вновь было прекращено. В 2007 была проведена реконструкция с целью возобновления движения. 1 мая 2008 года детская железная дорога возобновила свою работу. В 2013 году начали строить новую трассу, соединяющую две части Караганды и проходящую по рельсам узкоколейки. Она не работала больше года, а к моменту запуска стала короче на 600 метров. Через три года дорога пришла в непригодное состояние: запчасти заканчивались, денег на ее ремонт практически не было. Тогда в дело вмешались активисты.

В 2019 году отметили, что этот, уже аттракцион, убыточный. Его удалось сохранить благодаря стараниям местных властей и общественников. В 2019 году на сайте railnews.kz отметили, что капитальные ремонтные работы детской железной дороги стали возможны благодаря поддержке властей города и области. В общей сложности на восстановление потребовалось 11 миллионов 300 тысяч тенге.

Протяженность железной дороги в Караганде — 5,1 километра, ширина колеи – 750 миллиметров. В трех вагонах могут разместиться 120 человек. Как правило, ее сезон функционирования длится пять месяцев – с июня по октябрь.

Статья составлена из разных интернет-источников

Автор: Alyona

Читайте также

Мой город К: угольные легенды

Караганда — шахтерская столица. Это звание плотно закрепилось за нашим городом и держится на протяжении …

Один комментарий

  1. В 60-е годы мы всем двором ходили кататься на этой железной дороге, потому что жили рядом с парком, на улице Кривогуза. Обслуживали пассажиров школьники. Это были самые первые поездки на ж/д транспорте для многих ребят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *