«Кукляндия»: нехватка кукольных мастеров и устаревшие технологии

В последний день карагандинского кукольного фестиваля «Кукляндия» прошел круглый стол, на котором казахстанские и иностранные специалисты обсудили проблемы и тенденции развития кукольных театров, передает novoetv.kz.

Кукольный театр — самый древний вид театрального искусства. Считается, что ни у кого нет таких средств и форм выразительности, как у кукол. За последние 20 лет активно развилось новое направление — продолжение куклы в артисте и наоборот.

На фестивале в Караганде выступил Государственный театр кукол Алматы, который не боится экспериментов. Они, например, на один из последних спектаклей изготовили куклы из кошмы. Абуева Сабиля Мендигалиева, заслуженная артистка РК, актриса высшей категории, отметила востребованность спектаклей Алматинского театра: в день они показывают более 20 детских спектаклей на двух языках, а вечером к ним приходят ученики старших классов и студенты. По ее словам, многие, кто заканчивает актерский факультет, стремится попасть в кукольный театр, даже если он — драматический актер. Сабиля Мендигалиева выделила среди педагогов-кукловодов Казахстана профессора Казахской национальной Академии искусств имени Жургенова Серика Макулбекова. Проблема, которую она обозначила — малое количество мастеров, которые могут делать качественные куклы. В их театре до сих пор используются куклы, созданные 30 лет назад.

Эту же проблему озвучила режиссер-постановщик студии кукол «Буратино» Мария Владимировна Якимчук. Куклы нового поколения могут делать повороты головой, открывать и закрывать глаза, сгибать ноги и руки, но не все специалисты это могут сделать. Сейчас существует много материала, из которого можно их изготовить. Родриго Андраде (Бразилия) на своем примере доказал, что куклы можно делать из соломы и пальмовых веток, а гости из Франции показали, что детали у куклы можно цеплять на магниты, а не на липучки. Мария Владимировна согласилась с мыслью, которую высказали многие участники круглого стола: артист-кукловод должен быть мастером со всех сторон. Уметь петь, развивать в себе мастерство актера, улучшать свою сценическую речь и пластику — то есть, это совокупность всех дисциплин, изучаемых на актерском факультете. Роль актеры, управляющие куклой, должны пропускать через себя, «наполнять куклу всем своим нутром» и работать над ролью не только в театре, но и за его пределами. Наверно, поэтому иногда кукла бывает сильно похожа на того, кто ею управляет.

«Мало просто держать куклу, она должна оживать в наших актерских руках, тем самым доставляя полное наслаждение нашим маленьким зрителям, и не только маленьким, но и взрослым тоже», — считает Мария Владимировна.

Эту мысль продолжил режиссер театра XZART Мишель Розенман. Он считает, что театр кукол — это широкое поле деятельности, где можно начинать работу с телом актера и закончить какими-то новыми технологиями.

«У вас есть театры, есть площадка, где вы можете играть спектакли. Это очень важный аспект. И чтобы сохранять ваши традиции и продолжать развивать их, вам необходимы школы: актерские, кукловодов, мастеров по изготовлению кукол, тогда у вас будет вливание новой молодежи, которая будет продолжать, поддерживать и развивать традиции», — поделился своим мнением гость из Франции.

Режиссер отметил, что сейчас меняются способы поиска кукольных мастеров, поэтому нужно менять методы. Он привел такой пример: во Франции молодые люди, изготавливая что-то, выкладывают этот процесс на ютьюб-каналы. Можно находить таких специалистов и обращаться к ним за помощью: это будет новый взгляд человека со стороны. Также Мишель обратил внимание на новые технологии, а именно — 3D принтеры, которые используют в США для изготовления сложных деталей кукол. Ирина Сергеевна, актриса Омского театра сказала, что они использовали эту технологию для изготовления шарниров, но они оказались ненадежными.

Еще одну проблему озвучила Елена Гусева, актриса театра XZART, — работа художников и мастеров цехов. Она сама сотрудничала с профессионалами из многих стран, и отметила, что не всегда то, что нарисовано на бумаге, получается так красиво создать. Иногда куклы получаются не прочными. Тут Елена посоветовала приглашать специалистов из других стран для обучения своих сотрудников. Елена дала небольшой совет артистам-кукловодам: репетировать двумя составами, чтобы подмечать какие-то хорошие моменты у других и делать образ богаче, всегда представлять со стороны, как выглядит кукла.

Родриго Андраде из театра «O que de que» (Бразилия) рассказал, что в его стране мало официальных (государственных) театров. Правительство разыгрывает грант между представителями театров. Как правило, из более чем 100 участников, деньги достаются только 15. В прошлом году одним из них стал Родриго. Этот грант помог ему стать участником нескольких международных фестивалей. Государство закупает его шоу, которые показывают в публичных местах не больше шести месяцев, из-за чего невозможно создать определенную группу аудитории. Для Родриго нет интереса выступать таким образом, потому что на этом нельзя заработать.

О кукольном фестивале в 2020 году

Фестиваль «Кукляндия» в 2019 году создавался в короткие сроки, и руководство КАТМК надеется, что он станет ежегодным. Возможно, в следующем году пересмотрят дату проведения и название. Также планируется увеличить количество участников.

Кукляндия: что увидел зритель на первом фестивале кукол

Автор: Alyona

Читайте также

Хор из Сарани привез гран-при с областного конкурса «Өнерім-өмірім»

Творческий конкурс для старшего поколения «Өнерім – өмірім» прошел во Дворце культуры горняков, сообщает novoetv …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.