
Искусство карагандинца Журсина Балкенова: яркие полотна и символика степи
До 4 мая в карагандинском областном музее Изобразительного искусства действует экспозиция в честь 80-летия Журсина Балкенова. Художник, искусствовед, кандидат педагогических наук и профессор, он отмечает круглую дату, а его яркая выставка собрала 49 красочных полотен, большинство из которых – это пейзажи родного края.
Напомним, что Журсин Балкенов родился в Караганде, а 4 апреля ему исполнилось 80 лет. Он работал преподавателем черчения в Каркаралинске, в КазПИ имени Абая, был старшим преподавателем и заведующим кафедрой рисунка Карагандинского пединститута. Член-корреспондент Академии художников РК и член Союза художников РК, Журсин Балкенов посвятил себя преподаванию, а до выхода на пенсию работал на художественно-графическом факультете Карагандинского университета имени Е.А. Букетова, где воспитал не одно поколение учеников.
Кроме того, Журсин Балкенов – неоднократный участник международных и республиканских научно-теоретических конференций, автор методических и учебников, десятков искусствоведческих статей, каталогов о творчестве казахстанских художников. Многие карагандинские дизайнеры и художники считают его своим учителем.
Куратор выставки, сотрудник музея Мейрамгуль Елубаева, подчёркнула: как бы широко и многопланово ни развивалось с годами творчество того или иного художника, у него всегда единый исток – «страна детства». У Журсина Балкенова это Казахстан.
«Художник неизменно верен родной земле, её краскам и ритмам. Юношеские годы Журсина Шаяхметовича проходили в Каркаралинске, где и начинается его тяготение к рисунку. Своим первым учителем он считает педагога по рисунку и черчению Ахмата Сингатуллина, в институте ему преподавали такие корифеи своего дела, как Мухит Калимов, Айша Галимбаева, Кайдар Рахимов», – поделилась Мейрамгуль Елубаева.
Свою творческую деятельность Журсин Балкенов начал в начале 1960-х годов, а уже в 1966 году стал участником первой республиканской выставки молодых художников. В 1987 году он приехал в Караганду и начал трудовую деятельность в тогдашнем Карагандинском педагогическом институте (ныне университет имени Е.А. Букетова). С тех пор вместе с членами Союза художников Караганды автор активно заявляет о себе почти на всех выставках. Его произведения привлекают активным личностным поиском гармоничного единства мира, он основателен в выборе образно-композиционных и пластических решений, добавляет куратор экспозиции.
«Первые работы Журсина Балкенова запомнились усиленно организованной массой темных тонов, в более поздних отчетливо проявилась связь между формой и экспрессией цветового пятна. Цвет в произведениях – то нежный и лирический, то превращающийся в бурную страсть. Творчество этого художника не знает самоповторов», – отметила Мейрамгуль Елубаева.
Сам юбиляр признался: персональные выставки у него нечасты, поскольку к такому мероприятию готовиться нужно серьёзно и основательно. К слову, предыдущая персональная выставка Журсина Балкенова прошла 10 лет назад, когда ему исполнилось 70 лет, а в групповых выставках с коллегами он участвует регулярно.
«Пейзаж – любимый жанр, в котором чаще всего и работаю, и это именно пейзажи нашей Сарыарки. У нашей природы – свой характер, своя магия, дух, изящество и красота. Говорить об этом можно бесконечно, передать это на полотне – непросто. И опыт этот набирается годами. Я близок к реалистической живописи, а природа – она меняется, и с сезонами, и с погодой, у неё характер как у человека, и именно это хочется передавать на холсте», – рассказал Журсин Балкенов.
Экспозиционные картины автора написаны в разные года, поэтому выставка предстаёт обзором его творчества, причём самые поздние были созданы в этом году. Одна из таких – «Сумерки», пейзаж Чёртова озера в Каркаралинске. Несмотря на небольшой размер, картина погружает в атмосферу сумеречного озера и обладает сочным цветом.
«Чёртово озеро – место особенное, в чём-то мистическое, его цветовой окрас меняется едва ли не каждый час, и сумерки там тоже особенные. Этот пейзаж мне запомнился во время одной из прогулок рядом с озером, и я решил воссоздать его на холсте», – поделился Журсин Балкенов.
У каждой экспозиции, добавил художник, есть свой характер: он должен ощущаться уже когда зритель входит в выставочный зал. Своей персональной выставке Журсин Балкенов стремился придать атмосферу тёплую, летнюю, яркую, в которой каждый смог бы ощущать себя уютно – и у него это получилось.
Над оформлением экспозиции Журсина Балкенова работала главный хранитель музея Дамели Данкеева. На картинах художника золотом искрится рассвет, по янтарной степи несутся стройные скакуны, изящно глядят вдаль мудрые женщины, на солнышке нежатся животные, застыли в ожидании ночные облака, и даже зима у него – яркая и наполненная красками.
Всё это важно было правильно скомпоновать с точки зрения акцентов, уточнила Дамели Данкеева. Кстати, багеты, в которые «одеты» картины – преимущественно золотого и серебряного оттенков, и это тоже отсылает к символике степи и смотрится выигрышно.
«Все полотна Журсина Шаяхметовича объединяет одна тема – Родина и любовь к ней. В любой ипостаси, в любом сезоне, с любыми героями. Поэтому соединить эти картины на одной площадке было очень непростой задачей: каждая работа диктует свой ракурс, свои цвет и тень, индивидуальную позицию. Некоторые полотна особенно важно было выделить среди остальных, каким-то нужна была поддержка. И в итоге, допустим, если главный герой картины – Каркабат Ана, рядом с ней важно было расположить пейзажи Каркаралинска, если это образ Бухара жырау – с ним соседствуют пейзажи Сарыарки», – объяснила Дамели Данкеева.
Главный хранитель музея добавила: Бухара жырау, отметившего в своём поэтическом творчестве все уголки Казахстана, Журсин Балкенов в своей картине тоже окружил пейзажем. Сам жырау на первом плане – не двигается, но и не статичен, ковёр в данном случае – как пьедестал, а позади героя – величественные балбалы, словно горы, пики которых упираются в небосвод. Так автор передал тройственность мировоззрения: земля, человек и небо.
«Журсин Балкенов – прекрасный пейзажист, который улавливает сиюминутное состояние природы. Он знает акценты степи, леса, горного пейзажа, уделяет внимание лирике – и лирика эта лёгкая: работы свободно воспринимаются зрителем. Его творчество очень близко каждому и, попадая в пространство нашей выставки, зритель находится в своей атмосфере», – уточнила Дамели Данкеева.
Цена входного билета в музей Изобразительного искусства – от 100 до 500 тенге. В будние дни музей открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00.
Фото автора