
«Искусство должно не смотреться, а чувствоваться»: Валерия Месяц — о ритуалах, вдохновении и гранатах на черном холсте
В эфире программы «Три товарища» побывала художница Валерия Месяц. Она рассказала о своём творческом пути, вдохновении, любимых техниках и о том, почему искусство должно идти от сердца, а не по указке.
«Я не училась рисовать. Мой папа — художник, живет в Канаде, у него своя тату-студия. Наверное, гены делают свое дело. Но на самом деле, сейчас я творю благодаря окружению. Люди, общество, события — они толкают меня создавать. Это про благодарность — ко всем, кто двигает меня в творчестве».
Сейчас у Валерии в работе четыре картины, каждая — эмоциональный акт, а не производственный процесс. Художница уверена: творчество должно рождаться из желания, а не из обязанности.
«Творчество не должно быть от слова “надо”, — говорит она. — Только от “хочу”».
Валерия признаётся: ее вдохновляют не только люди, но и эмоции. Иногда она специально создает себе эмоциональные качели: влюбляется, разочаровывается, переживает.
«Помимо людей меня вдохновляют эмоции. Некоторые эмоции я создаю искусственно. Меня что-то должно зажигать. Я могу специально влюбиться или в чем-то разочароваться. Что-то должно случиться в жизни. Нам нужен эмоциональный всплеск, чтобы творить».
Валерия уверенна, что искусство не нужно смотреть глазами. Его нужно чувствовать
«Во время высоких технологий внутри остается пустота, а искусство должно наполнять. Людей, которые увидят душу в искусстве, — мало, но в каждой картине есть душа художника.»
Валерия признаёт, что образование помогает художнику чувствовать себя увереннее. Но главное — не ограничивать человека рамками и не «накрывать крышкой» его творчество.
«Образование для уверенности в себе безусловно нужно. У меня есть ученики, которые ходят в художественную школу – им задают написать три рисунка в день, каких-то определённых – крышкой закрывают творчество человека. Так делать нельзя. Это должен быть абсолютный полёт. Задача педагога – вселить уверенность и где-то донести так, чтобы оставить свою подачу и своё изложение, а не ограничивать и ставить рамки.»
На сегодня у Валерии около 20 любимых работ, но ближе всего — «Гранаты», написанная легко и вдохновенно.
«Самое близкое для меня на сегодня – картина «Гранаты» – тёплые воспоминания о Грузии. Она очень легко создалась. На одном дыхании. С другими так не бывает.»
Эта работа написана на чёрном удлинённом холсте, с использованием текстурной пасты и других материалов. История её появления — отдельное вдохновение.
«Сейчас я работаю с текстурной пастой. Обязательно чёрные удлинённые холсты. Золото, стекло – материалы, которые по тактильности нас окружают – то, к чему хочется прикоснуться. Гранаты пришли ко мне не сразу. Я покупала в Грузии специи. Мне продавала их эксцентричная бабушка – она дала мне пакетик с сушёным гранатом, сказав, что гранат должен быть в каждом доме. Это про изобилие, богатство и плодородие. От этого я и отталкиваюсь.»