Общество

Евразийская интеграция и EXPO-2017: связь и роль

Главное событие для Казахстана 2017 года – EXPO – закончилось. Осталось много впечатлений, эмоций (у всех – разные), красивых фотографий, но инфоповодов для статей журналистов меньше не стало. Что значит EXPO-2017 для посетителей, волонтеров и иностранных представителей, мы уже рассказали. Давайте разбираться в том, что же такое международная специализированная выставка для экономической интеграции стран-участниц.

А рассмортим мы это на примере стран ЕАЭС. Напоминаем, что на настоящий момент это: Казахстан, Киргизия, Россия, Белоруссия и Армения.

Справка

По данным Министерства национальной экономики, взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС увеличилась на 34,9% в январе-мае этого года и составила 6 млрд 507 млн долларов.
Объём экспорта увеличился на 34,4% (2 014,1 млн долларов), импорта – на 35,1% (4 493,0 млн долларов).

Ведомством отмечается, что больше всего Казахстан экспортирует минеральные продукты (37,7% к обще-му объёму экспорта в страны ЕАЭС), металлы и изделия из них (32,8%), продукцию химической промышленности (14,1%), продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары (8,4%). Ввозятся же из ЕАЭС в республику машины и оборудование (23% к общему объёму импорта из стран ЕАЭС), минеральные продукты (17,6%), продукция химической промышленности (16%), металлы и изделия из них (15,2%), продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары (13,5%).

Кроме того, вступившее в силу решение коллегии Евразийской экономической комиссии решило давнюю проблему. Упрощен процесс возврата участникам внешнеэкономической деятельности излишне уплаченных (или излишне взысканных) таможенных платежей при внесении изменений в декларации на товары. Предельный срок рассмотрения таможенными органами заявлений о внесении изменений в декларации на товары установлен – это 30 календарных дней.

Сотрудничество = партнерство

Россия и Казахстан успешно осуществляют взаимодействие в рамках участия в ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и СВМДА. Обладая серьезным авторитетом, наши страны способны вносить решающий вклад в обеспечение безопасности в евразийском регионе.

Россия и Казахстан – стратегические партнеры: это основывается не только на геополитическом положении, когда такое партнерство называют вынужденным, но и на ментальном единстве, так как население стран почти 70 лет жило в социально-экономическом, политическом и культурном пространстве СССР. Стратегическому уровню партнерства стран способствуют политическое доверие и продолжительные дружественные отношения между руководством.

В рамках заседания Евразийского межправительственного совета и Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) прошли встречи глав правительств и первых заместителей председателей правительств РФ и РК, подписан очередной План межмидовских консультаций на 2017–2018 годы.

Сегодня Российская Федерация занимает первое место среди основных страновых торговых партнеров Казахстана, удерживая 20-процентную долю в общем объеме товарооборота республики. В свою очередь Казахстан остается вторым внешнеторговым партнером России среди стран СНГ.

На территории РК успешно функционирует более 20-ти крупнейших российских компаний, в том числе акционерные общества «АвтоВАЗ», «ВымпелКом» («Билайн»), «Газпром», «Лукойл», «Росатом» (представленный на EXPO-2017), «Русал». Расширяется взаимодействие в финансовой сфере: ведущие российские банки («Сбербанк», «ВТБ Банк», «Газпромбанк» и др.) имеют дочерние структуры в Казахстане.

Снятию финансовых барьеров и расширению инвестиционного сотрудничества призван способствовать Евразийский банк развития, соглашение об учреждении которого подписано Россией и Казахстаном в Астане в январе 2006 года. Головной офис банка находится в Алматы.

Особо активный и масштабный характер носит взаимодействие в отраслях топливно-энергетического комплекса. Реализуются совместные проекты по освоению углеводородных ресурсов северного Каспия, активно развивается транзит казахстанской нефти на экспорт через территорию России, осуществляются закупка и маркетинг казахстанского природного газа для поставок на рынки третьих стран. Ведется работа по созданию в рамках ЕАЭС общего электроэнергетического рынка к 2019 году, что позволит осуществить запланированный переход на скоординированную энергетическую политику к 2025 году. Осуществляется сотрудничество в космической области. Россия арендует расположенный в Казахстане комплекс Байконур. В феврале 2017 года сопредседатели МПК по Байконуру обсудили в Москве вопросы исполнения «Дорожной карты по реализации проекта «Байтерек» на 2016–2025 гг.», в рамках которого планируется модернизация наземной космической инфраструктуры на космодроме Байконур.

В научно-технологической и инновационной сферах между российской корпорацией «Росатом», Министерством энергетики Казахстана и АО «НАК «Казатомпром» в октябре 2016 года подписан Меморандум о взаимопонимании и расширении стратегического сотрудничества в области ядерно-топливного цикла.

Заключаются и поддерживаются совместные проекты по наращиванию транспортно-логистического потенциала. В настоящее время в рамках ЕАЭС готовится к утверждению программа по основным направлениям скоординированной и согласованной транспортной политики, нацеленная на поэтапную либерализацию, формирование единого транспортного пространства и общего рынка логистических услуг. Это станет важнейшим этапом в транспортной интеграции государств – членов ЕАЭС.

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов на экономическом форуме «Иссык-Куль — 2017» рассказал, что страны-участницы активно изучают вопрос развития цифровой экономики. В рамках этого проекта Россия продолжит свою поддержку Кыргызстану для адаптации государства к требованиям ЕАЭС. Ранее в этих целях был учрежден Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР), в уставной капитал которого российская сторона планирует инвестировать до 1 млрд долларов. Кроме того, Россия вместе с Казахстаном также оказывает техническую помощь Кыргызстану в обустройстве ее пунктов пропуска на границе. Для этого Россия и Казахстан в совокупности выделили сумму около $300 млн. Средства также пойдут на развитие санитарных, фитосанитарных и ветеринарных систем.

И такая многоуровневая помощь и партерство наблюдаются и со стороны других стран. Директор павильона Республики Беларусь на EXPO-2017 Дмитрий Владимирович Поладенко рассказал нам не только о привезенных инновациях, но и о том, как ими обмениваются страны ЕАЭС. Так, белорусский Sky way («струнный транспорт»)* вскоре станет доступной и быстрой дорогой от Алматы до киргизского Иссык-Куля. Уже есть план его осуществления, который в скором времени будет обсуждаться и дополняться. Как отметили специалисты, если сейчас дорога от Алматы до курорта Киргизии составляет около 500 км (6-7 часов) ухабистой сложной дороги и стоит примерно 100 долларов, то технология Sky way позволит сократить расход средств для туристов до 10-15 долларов, насладиться видами и сохранить драгоценное время для отдыха. К тому же, этот транспорт экологичен, эффективен и экономит ресурсы (сырье, энергия, трудо- и финансовая затратность).

EXPO-2017

С 24 по 26 августа в Астане прошел ежегодный Форум «Евразийская неделя» в рамках EXPO-2017. На заседаниях и круглых столах был обсужден и определен вектор развития международного сотрудничества.

24 августа в присутствии Вице-Премьер-Министра, Министра международной экономической интеграции и реформ Республики Армения Ваче Габриеляна, Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна и члена Коллегии (министра) по торговле ЕЭК Вероники Никишиной был подписан Меморандум о сотрудничестве между экспортно-кредитными агентствами стран.

Панельные сессии, круглые столы и дискуссионные площадки позволили обсудить не только стратегические задачи Союза, но и решить конкретные проблемы и точечные вопросы. В цифровом мире нужно следовать новым стандартам, и было решено активно привлекать электронные торговые площадки для продвижения бизнеса; Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) выступила за расширение единого рынка труда на евразийском пространстве и устранение интеграционных барьеров.

Кроме того, был проведен конкурс «Евразийские коммуникации-2017», с награждением лучших практик. Среди номинантов и победителей – Торгово- промышленная палата Кыргызской Республики, казахская Национальная палата предпринимателей «Атамекен», телепрограмма «Рынок без границ», Международный союз автомобильного транспорта, Евразийский банк развития (ЕАБР) и многие другие. Свои заявки на участие в конкурсе подавали более сорока компаний, государственных структур и бизнес-ассоциаций из стран ЕАЭС, ближнего и дальнего зарубежья.

В номинации «Евразийский бизнес. Истории успеха» победу одержал Евразийский банк развития. Проект Международного союза автомобильного транспорта «Евроазиатская автотранспортная инициатива» (NELTI) оказался лучшим в номинации «Взаимная торговля и транспортно-логистические коридоры». Победителем в номинации «Таможенное единство» стала Торгово-промышленная палата Кыргызской Республики, а в номинации «Снятие барьеров» – Нацио-нальная палата предпринимателей «Атамекен». За реализованные проекты по продвижению идей цифровой трансформации экономик Союза свою заслуженную награду получило «Агентство гуманитарных технологий». Союз экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный альянс «Трудовая миграция»» был признан лучшим в номинации «Трудовая миграция», а Клуб региональных экспертов Кыргызстана «Пикир» – в номинации «Образование и культура».

Специальный приз за поддержку евразийской интеграции в информационном поле получила телекомпания «Апорт» из Казахстана за телевизионную программу «Рынок без границ».

В рамках проведения Форума высказались представители стан-участниц ЕАЭС.

Заместитель министра экономического развития и инвестиций Республики Армения Эмиль Тарасян подчеркнул, что «именно создание ЕАЭС стало амортизатором для экономик всех стран Союза во время мирового кризиса», отметив наметившуюся позитивную динамику основных социально-экономических показателей в пяти государствах-членах. В самой Армении на 25% увеличился товарооборот со странами Союза, а экспорт конкретно с Казахстаном вырос на 50%. Заместитель министра также отметил, что международная деятельность ЕАЭС является дополнительным инструментом в обеспечении экономической стабильности и безопасности в государствах.

Директор информационного Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь Валерий Садохо презентовал экспортный потенциал страны, в частности, возможность участия иностранных бизнесменов в государственных онлайн-торгах, высказался за продолжение работы ЕЭК по повышению информированности деловых кругов о преимуществах единого рынка Союза.

Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров обозначил роли ЕС и КНР в будущем Союза. По мнению спикера, «необходимо развивать с ЕС максимально аполитичные направления сотрудничества, среди которых техническое регулирование, вопросы визовых взаимоотношений, таможенное администрирование, взаимодействие в транспортной сфере».

Евгений Винокуров также назвал Китай лидером по прямым инвестициям в ЕАЭС. По его сведениям, КНР вложила в общей сложности 26 млрд долларов США в страны Союза, из них 21,5 млрд – в Казахстан, за счет чего создадут дополнительно 15 тысяч рабочих мест.

И на перспективах развития этого нового союза стоит остановиться подробнее.

Так, международная выставка побудила китайских инвесторов строить в Южном Казахстане солнечную электростанцию на 200 МВт. Рассматриваются и другие проекты, обсуждавшиеся в рамках EXPO-2017, о чем в ходе встречи 19 сентября с акимом Южно-Казахстанской области Жансеитом Туймебаевым сообщил специальный представитель китайской компании «Циндао Бэйхай» Минг Ие.

За последние полгода между РК и КНР было подписано множество стратегически важных документов, касающихся взаимного сотрудничества.

По словам Министра по инвестициям и развитию РК Женис Касымбека, проекты будут реализо-вываться в химической отрасли, машиностроении, ГМК, энергетике и ВИЭ, инфраструктуре, АПК и легкой промышленности, в сфере информационных технологий, нефтепереработке и строительстве.

В настоящее время реализовано два проекта: «Модернизация установки производства порошкового полипропилена» в Павлодарской области, «Сборка автомобилей JAC методом DKD (крупноузловая)» в Костанайской области, также начато строительство в Алматы («Производство стальных сварных труб большого диаметра»), в Костанайской области («Сборка автомобилей JAC методом СKD (мелкоузловая)»), «Производство рапсового масла» в СКО, разработан проект в транспортной системе города Астаны. Существуют также: проект «Модернизация Шымкентского нефтеперерабатывающего завода» в ЮКО, проект «Производство анодной меди» в Актогае (ВКО), интегрированный газохимический комплекс по созданию следующего передела по переработке нефтяного попутного газа в Атырауской области и проект завода по производству взрывчатых веществ в Карагандинской области.

Не исключено, что такое широкомасштабное сотрудничество логически завершится включением КНР в состав ЕАЭС, ведь Китай выражает интерес к Союзу еще со времен ЕврАзЭс.

Поводя итоги, хочется отметить, что Россия признает за Казахстаном лидерство в Евразийском экономическом союзе. Совсем недавно об этом на пленарной сессии заявил первый вице-премьер России Игорь Шувалов:

“Мы признаем лидерство в этом проекте за Казахстаном, поскольку Президент Казахстана был основоположником этой идеи. (…) Мы все смотрим на Нурсултана Абишевича в данном случае как на старейшину и лидера этой ценности евразийского партнерства. Мы надеемся, что инициативы продвижения вперед будут формироваться в Казахстане».

Эти слова подкреплены практическими действиями Главы государства, и международная специализированная выставка EXPO-2017 в Астане сыграла в этом важную роль не только в качестве поддержания связей стран-участниц и решения их стратегических задач, но и в привлечении внимания новых партнеров, а также в продвижении идей нового глобального инструмента инвестирования в сфере «зеленой» экономики.

* Sky Way («Струнный транспорт Юницкого») — надземная транспортная система, в которой движение организовано при помощи подвесных рельсов, натянутых между опорами. Скорость подвижного состава может достигать 500 км/ч, а его движение регулируется автоматически.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button