Интервью

Дистанционное образование: советы психологов

Советы по дистанционному обучению корреспонденту сайта novoetv.kz дали Светлана Михайленко и Асем Муржаханова.

Дистанционное образование — стресс для школьника, который несколько лет обучался в традиционном формате?

Не думаю, что дистанционное образование является стрессом для школьников. Так как стресс – это, все-таки, когда человек попадает во вне благоприятные условия. Скорее, это кризис, когда детям всем без исключения приходится переходить в новые условия существования, на новый уровень и это своего рода необходимость. Дети, в отличии от взрослых, гораздо проще приспосабливаются к новым условиям. Не хочется говорить за всех, но чаще всего. Довольно часто на консультациях с родителями и детьми я замечаю больше беспокойство родителей. Как правило, после того, как ребенок замечает обеспокоенность в семье, появляется беспокойство, тревога и у самого ребенка.

Как подготовить ребенка психологически к дистанционному обучению после каникул?

Подготовка это очень просто – диалог. Разговаривать со школьниками нужно, слушать и слышать, о чем говорят. Скорее всего вы спросите: о чем же разговаривать? А вот обо всем том, что волнует, радует, злит. Говорить – это и есть подготовка.

В каких случаях родителям стоит быть настойчивыми, а где — дать послабление в дистанционном обучении?

Это зависит от ситуации. Родители и учителя достаточно часто в состоянии регулировать этот процесс. Но хотелось бы отметить, что родителям стоит обращать внимание в какой реальности находится ваш школьник. Усталость – отдохнуть, сложно выполнять задания – разобраться в чем сложность, плачет – утешить, дать возможность сказать, о чем слезы.

Какие проблемы могут быть у учеников младшего школьного возраста, среднего и старшего, на которые родителям стоит обратить внимание во время такого обучения? Какие вообще возникают моральные трудности в процессе перестройки на новый формат учебы?

Я предполагаю, что основная проблема – это режим дня и самоорганизация. Но так как любая кризисная ситуация требует времени, следует постоянно искать способы и возможности для того, чтобы организовать свою жизнь. Это касается каждого члена семьи. Практически любую “школьную” задачу можно решить, главное – начать и найти способ. И желательно упрощать действия, а не усложнять.

Как разговаривать с ребенком, который абсолютно не хочет заниматься дистанционно и этот процесс вызывает у него слезы?

Слезы – это физиология. Но поговорить со школьником, о чем его слезы – это интересно.
В чем причина нежелания: конфликты с одноклассниками в ватсап-группах (только не стоит читать переписку), конфликт с учителем, не успевает за одноклассниками в выполнении заданий, не понимает учителя во время онлайн занятий, отвлекается на игры во время онлайн-уроков и так далее. Следует разбираться и понимать, в чем причина.

Как подготовить ребенка к привычному обучению в школе после длительного перерыва из-за дистанционного образования?

Если это касается среднего или подросткового возраста, то я думаю, здесь не должно возникнуть особой сложности. Да, будут какие-то перемены в том, что нужно будет постепенно вливаться по-новой в обычную школьную программу, будут сложности у учителей в перестройке каких-то планов в школе. Но, я думаю, что особо таких трудностей у ребенка не возникнет. Мне кажется, что даже после длительного дистанционного обучения переход в обыденное будет для ребенка даже где-то в радость. Если говорить о первоклассниках… Действительно, как объяснить ребенку, подготовить его, что он еще не знает, как это будет происходить? Я думаю, что здесь все очень просто: нужно с ребенком поговорить, объяснить, что сейчас мы будем учиться с тобой вот так, но так бывает не всегда. Если будет переход на обычное обучение, нужно просто ребенку объяснить, что сейчас мы уже будем ходить в школу. Так мы занимались вот этот период, (дистанционное обучение – прим. ред.) теперь мы будет ходить в школу. Я не думаю, что здесь возникнут сильные проблемы. Если смотреть с психологической точки зрения, дети быстро перестраиваются. Это взрослым сложно перестроится, что обучение было такое и тут что-то изменилось.

Стоит ли ребенку часто говорить, что он учится дистанционно из-за пандемии, вызванной коронавирусом? Если да, то какие новости и как стоит ему преподносить, в зависимости от его возраста?

Я думаю, что наши дети осведомлены, так как пандемия у нас идет не первый месяц, и мы уже столкнулись в учебном процессе с этим. Я думаю, что они информированы достаточно. Если ребенок только начинает обучаться, то от родителей больше надо будет внимания, больше упор делать на то, что сейчас вот так. Если ребенок просит помощи, помогать, где-то делегировать – давать маленькие поручения. Технологически объяснить, особенно если это начальные классы. Детям доступна любая информация и им не особо интересно, что и как там происходит. В основном, мне кажется, что многие зависит от обстановки дома, в семье. Чем более спокойные родители, тем спокойнее относится к этому ребенок. Если обстановка в семье теплая, дружелюбная, если люди друг друга слышат, слушают, поддерживают, то, я думаю, проблем здесь не может никаких возникнуть. И особо новостей каких-либо преподносить не следует. Думаю, нет в этом потребности.

Статьи по теме

Один комментарий

  1. Эту статью сыскали совсем случайно. Она разрешила задачу, которая тревожила моих родных уже один или два месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button