Культура

День кукольника: режиссеры о любой профессии

Сегодня, 21 марта, отмечается Международный день кукольника. Работа в этой сфере – сложная, но очень интересная. Об этом корреспонденту сайта novoetv.kz рассказали режиссеры студии кукол “Буратино” Мария Владимировна Якимчук и Елена Николаевна Пак.

Мария Владимировна работает в театре с 1979 года, в августе этого года исполнится 41 год, как она пришла в профессию. Начала Мария с кружка кукольного театра в ДДЮ (в то время театр входил в состав этого учреждения). На тот момент, когда Мария Владимировна пришла в профессию, некому было работать с детьми.

“Говорят, это очень много, но если сейчас отмотать все назад, кажется, один миг. Хотя он был такой длинный-длинный. Было очень интересно, было сложно, было трудно, потому что для меня это было все новое. Я по профессии “артист театра музыкальной комедии”. Я никогда не думала, что я окажусь здесь”, – рассказывает режиссер.

В тот момент Марии пришлось учиться основам кукловождения. Да и сама профессия “артиста кукол” включает в себя не только умение правильно держать куклу, но и петь, и танцевать.

“Не так все просто. Артисты плачут. Это сложно, но зато потом они получают удовольствие, потому что театр кукол – это такое чудо, где живет сказка, где живет волшебство, где яркость красок и полное наслаждение”, – считает режиссер.

Она продолжает, что нужно было учиться. Мария Владимировна хватала все налету: много читала, смотрела, как работают ее коллеги. Учиться тогда было сложно, вспоминает режиссер. В то время не было интернета, и информацию искать было труднее. В ДДЮ было много учеников – пять групп и в каждой по 15 человек.

“Сегодня, уже встречаясь со своими выпускниками, которые когда-то у меня занимались, которых жизнь раскидала везде и всюду, они приезжают в Караганду, приходят сюда и говорят: “Какое это было, оказывается, замечательное время. Как было здорово! Как было интересно!”. Нашими первыми артистами были кружковцы, наши дети. Они дарили свое творчество нашим зрителям. Тогда мы показывали спектакли только по воскресеньям ровно в 12 часов. Мы ждали своего зрителя на наши спектакли”, – вспоминает режиссер.

Елена Николаевна в кукольном театре с 1980 года; она пришла, когда училась во втором классе. Мария Владимировна – это ее первый педагог, который научил держать куклу и обучил профессии.

“Я влюбилась в театр, я прозанималась здесь очень много лет, очень много ролей сыграла. И действительно, мы, когда были детьми, мы сюда бежали после школы и готовы были и дневать, и ночевать здесь, потому что у нас здесь была такая интересная жизнь. Мы здесь не только репетировали, у нас было столько праздников, традиций. Нас и посвящали в мир искусства, у нас был 8 марта день нашего театра, когда здесь были чаепития и какие-то капустники, какие-то номера, выпуск выпускников на закрытие сезона. Это было очень театрализовано сделано. Была очень интересная жизнь”, – делится она.

Елена Николаевна влюбилась в театр и тоже решила стать актрисой. Она три года проработала в Темиртауском ТЮЗе, а потом, по стечению обстоятельств, ей предложили прийти в кукольный театр. По воспоминаниям Елены Николаевны, у нее был страх, потому что у девушки на тот момент не было профессионального образования и ей предложили работу режиссера. Это был 2003 год, когда кружок кукольного театра только перешел в Карагандинский академический театр музыкальной комедии. Идея перевода кружка принадлежала Ибраеву Амантаю Темирбаевичу, руководителю. Первыми артистами стали выпускники отделения артистов театра музыкальной комедии и кукольного кружка.

Проработав несколько лет в кукольном театре, Елена Николаевна решила получить высшее образование по своей профессии. С 2003 года она работает с детьми: с большой любовью рассказывает им о волшебстве кукольного театра и дает важные уроки – по кукловождению и сценической речи. Раньше дети показывали спектакли для зрителей, теперь – для небольшого круга, состоящего из своих родных и близких. Елена Николаевна считает, что не так важно научить ребенка быть именно актером, важнее научить другому.

“Детки к нам приходят без какого-то отбора, кастинга. Любой желающий может прийти и начать заниматься в студии кукол “Буратино”. Поэтому, детки приходят с разными способностями. У некоторых, самое интересное, вообще способностей нет, но они могут годами заниматься. Для чего они сюда приходят? Я им всегда говорю о том, что даже не важно стать актером. Но если они на протяжении многих лет, не обладая какими-то способностями, остаются – значит, они любят это дело. Здесь, наверно, самое главное – научиться чувствовать своего героя, научиться мечтать, научиться, наверно, отожествляться с этой ролью, а для этого нужно научиться размышлять, в первую очередь думать, анализировать, фантазировать. Эти все качества помогают нам не только в нашей актерской профессии, они обогащают нашу жизнь и они даже могут нам пригодиться и в будущем, даже если мы избрали какую-то другую профессию, потому что именно эта профессия учит образному мышлению и творчеству, в первую очередь. А ведь это самое важное в любой профессии”, – поделилась Елена Николаевна.

Также она добавляет, что многие родители приводят детей в студию кукол “Буратино” из-за стеснительности своих чад. Через какое-то время они замечают плоды работы в кружке – ребенок начинает раскрываться и делать успехи в актерской профессии. Получается, что эта студия стала не только кузницей кадров, но там ученики учатся дружить, переживать за друг друга, поддерживать другого, потому что это – коллективное творчество.

Режиссеры сходятся в одном на 100% – приятно слышать благодарность зрителей, когда те кричат после спектакля “Браво!” и “Молодцы”, а также дарят артистам небольшие подарки. Тогда, отмечают они, ты понимаешь, что не зря проводишь здесь время, учишь, направляешь, даешь что-то.

В мире кукольного театра остро стоит проблема отсутствия мастеров по созданию кукол: конструкторов и механиков. Любой кукольник хочет, чтобы на сцене кукла оживала в его руках, была гибкой и подвижной. Но таких мастеров в нашей стране не обучают. А чтобы труппа обогащалась знаниями, нужно гастролировали и видеть опыт работы коллег из других городов и стран. Да и зритель везде разный. Его реакция на те или иные моменты спектакля помогает актерам совершенствовать свою игру.

«Кукляндия»: нехватка кукольных мастеров и устаревшие технологии

В Караганде Мария Владимировна и Елена Николаевна общаются со зрителями после спектакля. Они слушают их мнения, им приятно получать положительные отзывы о своей работе.

“Мы понимаем, что мы кому-то нужны и хочется творить все лучше и лучше. У нас замечательный директор, который создает по возможности все условия, чтобы каждый спектакль был краше и краше”,- сказала Мария Владимировна.

Сейчас в студии кукол “Буратино” 10 артистов, два режиссера, два художника, осветитель, концертмейстер. Для них театр – это родной дом, даже больше.

“Ты за всех и за все переживаешь, ты любишь то дело, которое ты делаешь, особенно, когда рядом с тобой нога в ногу идут люди, сподвижники, которые тоже делают это замечательное дело – нести в массы творчество, доносить до нашим самых маленьких, юных зрителей, потому что они являются самым первыми нашими зрителями, которые сталкиваются с театром, приходя к нам”,– поделилась Мария Владимировна.

После интервью нам захотелось, чтобы Мария Владимировна и Елена Николаевна порассуждали о том, что для них кукольный театр. Делимся с вами ответами, наполненными любовью и душевной теплотой.

Кукольный театр для меня- это…

Елена Николаевна: Почему именно кукольный театр? Почему я здесь, наверно задержалась… Потому что, на мой взгляд, через именно кукольный театр можно воплотить очень интересные идеи. Ведь это такой жанр, где действительно, наверно, не один другой жанр не может передать эту сказку, волшебство. Здесь очень много способов, которых нет ни в одном драматическом или музыкальном театрах. Для маленьких детей это вообще уникальный способ передачи информации, именно сказки, какой-то истории. Действительно, кукольный театр надо любить, для того, чтобы им заниматься. Многие же его вообще не воспринимают, кажется, что это для малышни! Но столько средств для проявления! Мы еще пока не дошли до этого, чтобы делать взрослые кукольные спектакли, но мы на пути к этому. Ведь можно очень серьезные вещи ставить через кукольный театр и это можно сделать так интересно, так замечательно, что действительно, это будет интересно и маленьким и большим зрителям. Кукольный театр для меня это чудо! Лежит кукла, которая не имеет души, и актер берет ее в руки и она оживает. Это разве не чудо? Это как творец. Есть тело, он вдохнул душу и появилась жизнь. Театр кукольный – это то же самое. Поэтому, наверно мы в профессии, потому что мы творцы! (смеется).

Мария Владимировна: Я вот сейчас слушаю Вас и думаю. Вот сегодня с утра была репетиция “Мишкины шишки”. Этому спектаклю столько лет! Он еще ставился с детьми, а сейчас – играют профессиональные актеры, но я все думаю… Вы сейчас правильно сказали, актеры вкладывают себя, свою душу, свое отношение к этой кукле и кукла оживает! Мне уже кажется, я миллион раз видела этот спектакль, но я каждый раз смотрю по-новому, понимаете? Я наслаждаюсь мастерством наших артистов, они молодцы! Я сегодня это каждому сказала. У нас и ввод был сегодня артистки новой Борлис Натальи на роль Ежика. Я говорю: Наташ, вот ты молодец! Вот это твоя роль! Ты понимаешь, как ты ее так прочувствовала, пронесла, и такое “Я” получила. Я на похвалу очень скупа, потому что я, как режиссер, похвалив своих артистов, могу дать им расслабон потом полнейший, они могут расслабиться. (Елена Николаевна в этот момент смеется). Вот Елена Николаевна уже знает: хвалить нельзя, хвалить надо очень в редких случаях, потому что хвалишь и для тебя же потом это боком выходит. Это все время поиск. Кукольный театр – это поиск, это все время надо что-то искать. Ты должен делать спектакль, который не должен быть похож на предыдущий и последующий или тот, который был 10 лет тому назад. Время бежит, мы тоже должны бежать впереди времени, потому что у нас и дети совсем другие, у нас дети акселераты. Они смотрят телевидение и видят совсем другие куклы или видеозаписи, которые, например, меня не вдохновляют. Можно смотреть прекрасный кукольный спектакль и научиться, цвету, учиться восприятию, учиться доброте, учиться тому, что так нельзя делать так, как делает Волк. Учиться как папа-медведь говорит. Папа, сидя в зале, думает: о, я должен быть лучше, я, значит, не правильно делаю. Часто мы слышим, когда у нас зрители выходит с зала с ребенком, спрашивая: тебе понравился спектакль? Ребенок порой не успевает ответить, взрослый может сказать: мне нет. Родитель должен формировать мировоззрение своего ребенка. Ребенок должен сказать: мне понравилось. А что тебе понравилось? Вот так составляется разговор между взрослым и маленьким и так формируется. Вы знаете, какое я получаю наслаждение, что даже когда приходит мой внук, маленький, два года, встает, берет капусту, и идет ее сажать, а потом, собрал ее. Ты понимаешь, что все, что мы делаем, это доступно, это интересно и родители должны водить детей в театр! Ребенок формируется, придя в театр. Я не права? (смеется).

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button