Интервью

“Аутизм победим”: казахстанцы на пути к инклюзивному обществу

Сегодня в Караганде проходит второй день Республиканских соревнований по  инклюзивному спорту. Чтобы рассказать о мероприятии, в гостях у ТК “Новое Телевидение” побывал координатор соревнований и координатор проекта “Аутизм победим” Дмитрий Вдовин. А что же Дмитрий рассказал о самом проекте – узнал корреспондент novoetv.kz.

qddf0vfixik

Инклюзивный спорт – инициатива объединения “Аутизм победим”. Но что же это за объединение и как оно появилось?

История проекта “Аутизм победим” началась с того, что около десяти лет назад в Москву из Алматы на семинар приехала психолог, и привезла с собой целый ряд вопросов к тем людям, которые работают с аутизмом. Эта женщина рассказа о российских центрах на родине, и первый ребенок из Алматы отправился в Москву на занятия. Когда мама особого ребенка заметила прогресс, то стал вопрос – где же этому ребенку жить, с кем общаться? Тогда и зародилась идея создания особого общества, где одинаково ценятся и живут рука об руку все люди, независимо от их особенностей – инклюзивного общества. В те далёкие времена всё начиналось с трех-четырех заинтересованных семей, занимавшихся с приглашенным специалистом в некоем подобии домашнего детского сада. Родителям проводили инструктаж, рассказывали и показывали, как заниматься с ребенком, и к первым семьям присоединялись и другие, и так образовался коллектив “Ассоциация родителей детей-аутистов”. При помощи российских специалистов родители работали с детьми самостоятельно, обучали “новобранцев”, и вскоре на помощь семьям пришел общественный фонд “Милосердие”. Благодаря спонсорам у родителей деток-аутистов появился отдельный дом для занятий, а в 2013 году общество стало официальным.

В Караганде, где сегодня проходят Республиканские соревнования по инклюзивному спорту, движение по созданию инклюзивного общества и помощи ребятам-аутистам организовали сами родители: кто-то приезжал и делился опытом на месте, кто-то приходил за опытом, и вот единомышленники собрались все вместе.

“У нас в проекте – 12 городов, и сейчас мы путешествуем по Казахстану и даем семинары, и вот мы пытаемся до лета их завершить”, – говорит Дмитрий Вдовин. – “Мы приглашали родителей из других городов в Алмату, на обучение. Люди приезжали на месяц-два, получали индивидуальную программу, обучались, занимались, потом возвращались домой и работали по этой программе сами. Здесь, в Караганде, в том числе. Потом мы познакомились, и так разрослась программа. Мы проводим консультации, наблюдаем за детьми, и если это наш случай – то мы можем помочь”.

Сам Дмитрий Вдовин – психолог и отец, и не раз проводил консультации для пап. К детям, делится специалист, есть определённые требования – идущий на занятия ребенок должен быть абсолютно здоров физически, все медицинские показатели и документы должны соответствовать.16603128_246624595788108_8858266310395723617_n

“Потому что мы интенсивно работаем, и много занятий спортивных, и нельзя провоцировать детей, например, с эпилепсией. Поэтому противопоказаний быть не должно. Но также у нас есть различные формы работы для родителей. Для них мы проводим консультацию, где родители знакомятся , общаются, обмениваются номерами и вникают в происходящее. Если они видят для себя смысл в занятиях, они могут ходить по два-три раза в неделю, заниматься с ребенком”, – объясняет координатор.

Родителей заинтересованных видно всегда – они втягиваются буквально сразу. У некоторых всё же бывают сомнения, и такие люди долго присматриваются либо приходят спустя какое-то время, но зато настроенные заниматься с ребенком и с самим собой.

Со временем более опытные родители детей-аутистов становятся наставниками для других, только пришедших на занятия мам и пап. Дмитрий добавляет, что есть даже такая категория как “мама-тьютор”  – тот человек, который может контактировать с определенной группой и помогать этой группе “пробуждать” особых деток от их “застекольного” состояния.  При добровольном обществе “Милосердие” мамы-тьюторы организовали отдельный проект – теперь, на должности тьютора, они обучают других родительниц и своим примером доказывают, что силу духа в себе можно воспитать.

“Это воодушевляет. И когда человек начинает работать и видит результат, то и мама активнее включается в работу с ребенком, и папа включается, и включаются сёстры и братья. Тогда человек крепнет на своих успехах и на примере других”, – говорит Дмитрий.

Занятия с детьми проходят в разной форме, но в основном – спортивные, особенно на первом этапе.

“Дети должны научиться работать, идут занятия на зрительный контакт, работа с глазами, эмоциональный очень большой уклон – потому что ребенка-аутиста надо “разбудить”, получить эмоциональный отклик”, – поясняет психолог.

С детьми-аутистами проводят занятия и на контакт – объятия, игры, ведь не все дети одинаково реагируют на рукопожатие или простое прикосновение к плечу. В работу включены и логопеды, и невропатологи, которые так же обучают родителей в процессе занятий.

Реакция на первое занятие у всех разное – ведь некоторые детки даже не могут зайти в незнакомое помещение. Дмитрий поделился, что девочка с таким случаем приехала вместе с родителями за день до занятий – чтобы походить по дому, привыкнуть и познакомиться с помещением.

“Бывают случаи, когда детки смотрят и неожиданно для родителей начинают все делать и уходят довольные. Но это лёгкие варианты А бывает и сложнее. Ведь это все – процесс плавный. Допустим, игровое занятие идёт три часа, из них ребенок два раза по пять минут включался в процесс – это уже прогресс. И с каждым разом мы стараемся это время наращивать”, – добавляет координатор проекта.

Помогают в занятиях и обычные, здоровые детки. Обычно это – сестренки и братишки детей-аутистов, которые заинтересованы в “пробуждении” своих родных. Но часто к занятиям привлекаются и их друзья, у которых нет проблемных братьев и сестер – просто дети заинтересованы в самом естественном человечном порыве – помочь ближнему.

“Это интересная, живая атмосфера”, – говорит Дмитрий Вдовин.

Занимаясь в инклюзивных группах, дети учатся сопереживанию и ответственности, становятся старше.

А детки дошкольного возраста – от 4 до 6 лет – самые активные помощники. Дмитрий поделился, что сейчас в центре помогают 18 таких маленьких энтузиастов. Своей непосредственностью, подвижностью и жизнерадостностью дети помогают малышам-аутистам быстрее выйти из своего состояния, заражая особых товарищей по команде своим настроением и эмоциями. Дети делятся впечатлениями, учатся планировать предстоящее занятие, хотя проходит оно более в игровой форме. А вот подростковая инклюзивная команда – ПИК – уже подходит к занятиям по-взрослому: ребята продумывают, как пройдёт предстоящая работа, планируют каждое занятие и подводят итоги после, отмечают, с кем и какую работу провести в следующий раз. Включившиеся в подобную деятельность обычные дети положительно меняются буквально на глазах. А для малышей подростки становятся примером и наставниками.

Но самое главное – эти ребята вместе с родителями становятся основой того самого общества, где царит не вознесение самого себя на пьедестал, а товарищество и взаимопомощь, – основой инклюзивного общества.

Полезные контакты:

На официальный сайт можно перейти здесь.

Сазанбаева Роза
Ассоциация родителей детей-аутистов г. Алматы
Адрес: Бостандыкский район, Алатау 33
Телефон: 8-747-285-89-97, почта: sazanbaeva_roza@mail.ru.

Сайяра Михрамова
Координатор проекта «Аутизм победим!», мама-тьютор
Телефон: 8-707-530-83-86, почта: sayara.mihramova@mail.ru.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button