КиноОбщество

Almaty film festival: итоги третьего дня

15 сентября в Алматы стартовал международный кинофестиваль “Almaty film festival”. Редакция novoetv.kz отправилась на кинособытие и готова поделиться с вами итогами третьего дня.

Открыл сессии дня круглый стол с участием представителя ЮНЕСКО, членов кинокомиссии из Грузии и России, а также киноэкспертов и режиссеров. Присутствующие выясняли влияние кинематоргафа на развитие города, его экономический и туристический потенциал, а также делились мнениями и опытом создания кинокомиссии.

Отчет ЮНЕСКО в цифрах и картинках

Во вступительном слове модератор сессии, режиссер Ермек Шинарбаев, обозначил важность создания кинокомиссии в Казахстане и неверную интерпретацию смысла такого словосочетания: для чиновников комиссия – это заседания и инспекция. Ермек же считает, что отношения между государственными органами и членами той самой кинокомиссии должны строиться на принципе равноправия и взаимообмена: госорган дает некие полномочия, а идустрия работает и приносит дивиденды в виде иностранных проектов и повышения качества отечественного кино, а впоследствии – кинотуристов.

Вообще, тема туризма “по местам съемок” в мире довольно популярная вещь – ее давно практикуют в США и Европе. Только вдумайтесь: около 15 % мирового туризма приходится на кинотуризм! В Алматы снимались интересные и довольно популярные у публики фильмы. Можно, к примеру, устроить платные маршрут по местам съемок фильма “Игла”. Пока же эта отрасль, как и создание кинокомисии, для Казахстана остаются закрытыми, хотя в последние 2 года в Алматы вопрос киноиндустрии стал продвигаться, рассказал Рашид Нугманов. Так, разработан “Закон о кино”, который сейчас находится на рассмотрении в Парламенте (пункт о создании кинокомиссии в конечный список не вошел), были созданы рекомендации по созданию казахстанской кинокомиссии, который на стадии согласования в акимате южной столицы.

Рашид Мусаевич также отметил, что при Каннском кинофестивале был открыт национальный павильон Казахстана, постоянно на международных площадках ведутся частные переговоры по поводу обмена опытом и создания крупных культурных проектов, но это происходит “полупрофессионально” – нет общей схемы работы. Проваливаются отдельные крупные проекты именно из-за неграмотного, непрофессионального подхода: большой проект Netflix со съемками “Марко Поло” отснял в Казахстане первый сезон, но на второй не вернулся. Отрицательный опыт таких крупных компаний быстро создает негативную репутацию государства на кинорынке, которую приходится долго восстанавливать.

Опытом создания действенной модели кинокомиссии поделился Давид Вашадзе. Он отметил, что при создании кинокомиссии им помогло сотрудничество с Министерством экономики – оно понимает финансовую выгоду и позволяет вести свободную от обычной бюрократии творческую деятельность. К тому же, это позволило не менять закон, а принять экономический проект. В Грузии кинокомиссия существует давно, но наибольшую эффективность работы показала в последние 2 года. Сейчас система налажена и работает из любой точки мира – все решается через электронный доступ. Давид также отметил, что у Грузии широкие киносвязи – их фильмы знают и любят, с ними хотят сотрудничать иностранные инвесторы. Правда, крупных голливудских проектов в стране пока нет, но планируются большие съемки с Китаем по созданию фильма на манер бондианы.

Валерий Купеев – руководитель Международного отдела по Московской кинокомиссии – рассказал об отличных результатах за 6 месяцев работы комиссии, все благодаря слаженной работе непредвзятой креативной команды, и конечно же, при поддержке госаппарата, а именно – мэра Москвы С.Собянина.

Московская кинокомиссия также отменила всю бюрократическую проволоку, работая по принципу “одного окна”, значительно ускорила процедуры согласования и одобрения. Значительный успех кинокомисии также подтверждается их сотрудничеством с AFCI (международное взаимодействие).

Подытожить тему можно так: создание кинокомисии – важный и необходимый этап в повышении качества стандартов любого кинопроизводства, это показатель уровня государства, его культурной открытости и высокого креативного потенциала. Ермек Шинарбаев выразился словами классика режиссуры: “Нация, которая хочет остаться в истории, должна финансировать свои фильмы”.

Ожидаемым для многих и очень интересным стал мастер-класс Сергея Бодрова: зал был забит задолго до начала мероприятия, а к концу публика не отпускала режиссера, много и активно задавала вопросы и обступала Сергея Владимировича в коридоре после мастер-класса.

“Кино начинается со страсти”, – отметил режиссер в самом начале своего выступления. А страсть – это желание рассказать историю, с началом и внятным концом. Именно поэтому Бодров-старший так любит снимать road movies – дорожное кино, которое рассказывает историю в определенном отрезке времени. Условно: некто ехал куда-то, чтобы сделать что-то. В таком кино все ясно и понятно: есть герой, есть его цель, задача или миссия, и в конце она осуществляется тем или иным образом. Сам режиссер не любит открытых финалов. Он считает, что открытый финал – не что иное, как неудавшаяся развязка режиссера: он попросту не знает, как закончить свою историю.

Вообще, путешествие, путь – очень правильный и абсолютно естественный способ показать действительность (реальную или вымышленную): человеческая жизнь – это некий путь, дорога. К тому же, эта привязанность к определенному отрезку времени истории, позволяет делать “упругое кино”(оборот С.Б.), наполненное действием, смыслами, без лишней воды.

На вопрос о том, как делать хорошее кино, Сергей Бодров ответил лаконично:

“Важно делать то, во что ты сам веришь.”

Это тот самый принцип честного кино, когда зритель верит картине безусловно. Удачи или неудачи на этом пути – это нормально, но это – единственная верная дорога для киносценариста или режиссера. Сам Сергей Владимирович считает себя больше сценаристом и говорит, что в своей работе любит 2 вещи: создание сценария и монтаж. Режиссер также отметил важность и даже необходимость привлечения соавторов к созданию сценария, потому что когда один человек работает много и скрупулезно над идеей, он часто уже не понимает, что это интересно и кому это может понравиться – в этом случае выручает профессиональный взгляд со стороны второго человека.

Бодров-старший работал как с казахстанскими, российскими, так и с именитыми актерами Голливуда, и разница между ними большая. Голливудский актер даже самого высокого масштаба всегда снимается единовременно только в одном фильме, при этом он привозит дописанный сценарий, судьбу своего героя и советуется с режиссером по видению своего персонажа. Он всегда учится, даже если достиг высот в карьере. Но с “нашими” в процессе съемок возникает чувство братства, почти кровного родства, которое не всегда можно объяснить, но это происходит.

Как считает Сергей Владимирович, качественное кино скоро уйдет на телевидение. Большой экран уже не то место, куда ходят смотреть добротные фильмы, да и публика у такого кино, как правило, ограниченного количества. Уже сейчас выпускается много хороших сериалов, и за ними – будущее современного кино. К примеру, в Америке сценарии к сериалам пишет целая креативная команда, это большой и сложный процесс, из которого вырастает отличный продукт для массового потребителя.

В завершении выступления Сергей Бодров высоко оценил фильм “Айка” и отметил, что у казахстанского кино – хорошая школа, талантливые молодые режиссеры и отличная натура, что должно вывести национальную киноиндустрию на новый международный уровень.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button