Общество

“Самая главная задача – быть в постоянной боевой готовности ко всему”: о безопасности в карагандинском аэропорту

Костиогло Владимир Петрович, заместитель руководителя службы авиационной безопасности, рассказал о работе службы корреспонденту сайта novoetv.kz.

У аэропорта, как и у любого режимного объекта, есть своя контролируемая зона, охраняемая службой авиационной безопасности (САБ). Она состоит из двух подразделений – безопасности, которое осуществляет контроль территории контролируемой зоны; и досмотра, которое кроме прочих обязанностей выполняет работы по обслуживанию рейсов, досмотру пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, почты и так далее. САБ охраняет весь аэропорт, за исключением зон массового скопления людей. Когда пассажир заходит в зону досмотра, он попадает на территорию, которая контролируется работниками САБ – службы авиационной безопасности. У каждого сотрудника аэропорта есть определенные зоны, куда им разрешен доступ. Еще одна задача службы безопасности – следить за тем, чтобы каждый находился в зоне согласно его функциям.

“Все мероприятия, которые осуществляемые на территории контролируемой зоны, они направлены на исключения террористической деятельности, мероприятия по охране воздушных судов с целью исключения захвата и так далее”, – рассказал Владимир Петрович.

Основной документ службы – программа авиационной безопасности гражданской авиации РК, который в последний раз перерабатывался в 2017 году. Требования, которые предъявляются к авиационной безопасности, едины для всех: как для частных аэропортов, так и для государственных. Если выходят какие-то новые документы, о них обязательно говорят личному составу. Система документов и нормативных правовых актов создаются на основе международных документов, где требования по безопасности и по другим аспектам прописываются сначала в международных документах, а потом на основе этих документов создаются свои, со специфическими изменениями и дополнениями.

“Пассажиру-то не важно, с какого аэропорта он летит. Главное, чтобы обеспечили его безопасность”, – считает заместитель руководителя службы авиационной безопасности.

В службе авиационной безопасности четыре смены, во главе каждой – свой начальник. Специалисты работают сутки через трое. Каждая заступающая смена начинается с развода караула, где руководство службы проводит инструктаж о несении службы, требованиях, которые предъявляются к инспекторам. Начальник смены докладывает о результат прошедших суток: какие есть недочеты и замечания. Каждый инспектор расписывается в журнале инструктажа и приступает к своих обязанностям.

Требования к работникам прописываются в нормативных правовых документах. Прежде всего, это – гражданство Республики Казахстан, образование не ниже среднего. Все сотрудники САБа ежегодно проходят медицинский осмотр. Особых физических требований к сотрудникам нет, но стараются принимать на службу тех, кто уже прошел срочную службу в вооруженных силах РК.

Каждый сотрудник, который устраивается на работу в САБ, должен пройти курсы по обучению, по завершении которых ему выдают сертификата. Он дает право на самостоятельное проведение работ. Его нужно периодически обновлять, то есть повышать квалификацию. Обучением занимается специальный уполномоченный орган в комитете гражданской авиации. Такие курсы проходят на базе аэропорта. Всем по завершении нужно сдавать зачеты и экзамены, чтобы получить сертификат. Такое обучение длится около 10 календарных дней.

“Сейчас требования Комитета гражданской авиации ужесточились. Ранее было обновление сертификата пять лет, потом – три года сделали, и вот сейчас – один раз в два года. Которые уже с опытом – они проходят курсы повышения квалификации, а вновь принятые получают начальное обучение и далее следующие два года они уже повышают квалификацию”, – продолжает Костиогло Владимир.

Также ежемесячно в аэропорту проводятся служебные эксперименты по закладке учебных взрывных устройств или запрещенных предметов. Это может быть что-то в багаже Н-го пассажира, задача инспектора – вовремя обнаружить и сообщить руководству для дальнейших действий. Такие же тренировки проходят и с бесхозными предметами на территории аэропорта.

Задача инспекторов по досмотру – не допустить пронос в самолет запрещенных предметов, потому что они могут представлять опасность во время перелета. Багаж пассажиров просматривается с помощью рентгено-телевизионных установок, где генераторы сканируют чемоданы. По теневому отображению инспектор принимает решение, что находится в нем и что разрешено к перевозке воздушным транспортом. Как поделился Владимир Петрович, у них есть свой термин – “похожий предмет”. Если такой обнаруживает инспектор после сканирования, в багажное отделение вызывается пассажир. Сначала он объясняет, что в чемодане. Если инспектор не уверен в словах пассажира, происходит вскрытие чемодана в присутствии владельца и проходит досмотр.

“В случае если предмет не опасен, но запрещен к перевозке, его могут на период отсутствия пассажира изъять под акт. У нас есть камера хранения, где в течение 30 суток находится этот предмет. По возвращению пассажира по этом же акту он ему обратно выдается. Либо выдается провожающим лицам”, – продолжил он.

Службам инкассации разрешено провозить оружие – у них есть лицензия на это, но для этого разработан специальный алгоритм. Оружие изымается и помещается в специальный пакет, который пломбируют. Оружие доставляется до борта в сопровождении сотрудника САБ и линейного отдела полиции, передается под роспись командиру. Во время перелета снаряжение хранится в специально оборудованном месте. В пункте назначения – обратная процедура.

Владимир Петрович обращает внимание на то, что в целях террористической безопасности все электронные предметы проверяются на работоспособность.

“Я всегда инструктирую так. Надо рассматривать вопрос прежде всего с той точки зрения, что пассажир всегда прав. Если пассажир чем-то недоволен, это не его вина, это, значит, ваша вина. Вы не могли ему доступно и понятно объяснить. Пассажир – этот тот же потребитель товара. Он купил билет за свои деньги и, наверное, с целью нормально и комфортно долететь, потому что еще с советских времен была такая реклама: “сутки поездом, час самолетом”. Исходя из этих позиций мы должны строить свои работу именно так”, – добавил он.

Аэропорт совершенствуется в досмотровом оборудовании. Например, в этом году установили рентгено-телевизионную установку 2020 года. Он – двупроекционный, сканирует багаж в двух плоскостях – вертикально и горизонтально. У этой установки функция – обозначать подозрительные предметы красным квадратом. Для инспектора это сигнал, что эту часть багажа надо посмотреть внимательнее. Техника обновляется постепенно из-за цены оборудования.

“На сегодняшний день у нас оборудование все исправно и “костяк” у нас сохранился досмотровиков. Инспектора досмотра нельзя научить за месяц или год. Это все достигается опытом работы и личными качествами человека”, – считает Владимир Петрович.

Владимир Петрович советует пассажирам не поддаваться панике в случае непредвиденной ситуации и постараться спокойно эвакуироваться из аэропорта через запасные выходы. В случае возникновении внештатных ситуаций имеются инструкции, схемы оповещения; например, при пожаре или ЧС. Если вы в аэропорту нашли бесхозный предмет – нужно обратиться к полицейскому или сотруднику службы авиационной безопасности. Трогать его самостоятельно или звонить возле него категорически запрещается.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button