Достоевский FM: классику в новом формате покажет театр им. Станиславского

Русский драматический театр им. Станиславского продолжает радовать зрителей премьерами. В этот раз это Достоевский. О своем взгляде на русскую классику рассказал режиссер постановки — Микаил Микаилов, передает novoetv.kz.

О чем постановка?

Спектакль «Достоевский FM: хроники Мордасова» поставлен по повести «Дядюшкин сон», написанной Федором Михайловичем.

Действие происходит в городе Мордасове, где проживают главные персонажи постановки. Мария Александровна Москалёва — энергичная дама, Зина — её дочь, 23-х лет. Мать мечтает выдать дочь замуж, но Зина не принимает предложение своего единственного ухажёра Павла Мозглякова. Других же достойных кавалеров в их небольшом городке нет.

Однажды в доме Москалёвых останавливается князь К. — господин весьма почтенного возраста, страдающий, по мнению горожан, старческим слабоумием и внешне напоминающий «мертвеца на пружинах». Приезд этого персонажа нарушает тихую жизнь города, давая почву для сплетен и судьбоносных событий.

Повесть Достоевского в инсценировке азербайджанского режиссера Микаила Микаилова 

Микаил сказал, что с театром им. Станиславского была договоренность поставить что-то из русской классики, выбор стоял только за автором и произведением. На карагандинской сцене уже показывали Гоголя, есть Чехов, несколько пьес по Островскому, но нет Достоевского. Как позже узнал режиссер, Достоеского в шахтерской столице раньше не ставили.

Федор Михайлович для азербайджанского режиссера — близкий автор, но в тоже время это большая нагрузка и ответственность.

«Там требования, конечно, большие режиссерские, и поэтому решил не брать роман, а взять какую-то отдельную повесть — «Дядюшкин сон». Он (Достоевский — прим. ред.) из этой повести хотел сделать пьесу для театра, потом это не сложилось», — делится Микаил.

Режиссер изучал творчество Достоевского и рассказал журналистам, что сам автор отказывался от этой повести, но она продолжала жить и живет сейчас своей театральной жизнью.

Мордасово — это некое селение, где люди живут в лицемерном обществе. Сам режиссер сравнивает это селение с социальной сетью Facebook — «мордокнигой» (выражение М. Микаилова — прим. ред.), где люди выставляют свои фото, есть сплетни и заведомо ложная информация и где каждый может кого-то кольнуть.

«Виртуальный Мордасов у нас сейчас такой», — смеется режиссер.

Да и жанр у постановки необычный. Зрители привыкли приходить на комедии, трагедии или трагикомедии, а здесь режиссер определил «Хроники Мордасова» как скандал-карнавал.

Микаил говорит, что элемент «карнавала» присутствует во всех произведениях Достоевского. Но карнавал этот не тот, к которому мы привыкли, а близкий к ритуалам Древней Греции. На таком «торжестве» избирали какого-то дурака, возносили его до уровня короля, а затем — смеялись над ним. То есть происходило увенчание кого-то и развенчание. Так же древние жители Греции смеялись и над своими богами.

Многих удивило сравнение русского классика с радио — «Достоевский FM». К такому решению режиссер пришел опять-таки после изучения творчества Достоевского.

«Я, изучая Достоевского, понимал, что у него — роман-полифония, в котором есть многоголосие, он отличается от других романов именно тем, что там есть не одно сознание, которое борется против общества, там есть несколько разных индивидуальных сознаний, которые он в диалоге сталкивает. В этих диалогах у них рождается какая-то необычная истина. Но они все разные, независимые. Даже от автора независимые», — объясняет Микаил Микаилов.

Да и если взять инициалы Федора Михайловича, получится Достоевский ФМ (FM).

Количество персонажей на сцене в Караганде будет меньше, чем в оригинале — 6 человек. Режиссер считает, что это еще один вызов от него, что в его постановке нет большого количества персонажей.

Один из центральных персонажей — Князь К. — в повести описан как внешне весь искусственный, состоящий из парика, накладных бакенбардов и закрывающей значительную часть лица эспаньолки; его морщины замаскированы с помощью румян и белил — на то, чтобы «закостюмировать эту мумию в юношу», камердинер тратит ежедневно несколько часов.

Микаил Микаилов старался сделать князя разноплановым — он некий Франкенштейн. Не только в князе будет что-то необычное — в постановке есть элементы киберпака, как в костюмах, так и в декорациях.

Киперпанк нравится режиссеру. Он говорит, что это такое его мировоззрение, такая форма. Когда он начинает работать с материалом и видит, что где-то можно использовать этот жанр, он сразу же появляется в постановке.

«В этой форме (киберпанк — прим.ред) можно найти мост между классикой и современностью, временем и безвеременьем и так далее», — рассуждает автор.

О всей постановке режиссер говорит, что это такая бродячая труппа, которая путешествует не во времена Шекспира, а после глобальной катастрофы.

Способна ли принять публика классика-Достоевского в таком формате? Микаил считает, что классика в определенном виде — тоже понятие относительное, и правил, как ставить того или иного классика, нет. Он приводит в пример, что тот же Чехов везде разный, но каждая постановка по нему — актуальная.

«Мы, опять же, не реализуем 19 век. Мы просто берем материал, который становится поводом, чтобы общаться с публикой, рассказать артистам о себе. Я всегда говорю артистам, что любой материал — это для нас повод собраться и находиться в процессе. Не результат для меня главное, а главное — процесс, который мы прошли. Потому что вы не видите закулисные репетиции, это тоже свой спектакль, который длится месяц. Своеобразные жизненные ситуации, попытки понять друг друга… но зритель этого не видит. Классика она на то и классика, что она — современная», — рассуждает Микаил Микаилов.

В постановках могут быть разные формы, но идея одна — наладить общую связь с поколением.

У Микала Микаилова уже есть задумки на будущее: создать спектакль, в котором есть виртуальная география городов N, сделать большой киберпанк-проект… А уже сегодня, 20 апреля, и завтра, 21 апреля, азербайджанский режиссер Микаил Микаилов, актеры театра им. Станиславкого ждут вас на премьеру, чтобы узнать, как вы воспримите Достоевского FM и жителей Мордасова.

Автор: Алёна Смирнова

Читайте также

Симфонический оркестр закрывает сезон в Караганде

25 мая в концертном зале «Шалкыма» симфонический оркестр закроет XXХVІ сезон. Концерт будет посвящен памяти …