Четверг, 18.07.2019

Наурыз: казахская национальная посуда

У казахского народа есть поговорка: посмотрев на посуду, определи хозяйку. Какая посуда была раньше у хозяек в юртах и что сохранилось сейчас, расскажет novoetv.kz.

Издревле посуду делали из экологически чистого природного материала, используя дуб, березу и другую крепкую древесину, а также шкуры животных. С появлением огня посуду стали изготавливать из металлов – чугуна, золота, серебра. Но несмотря на это, предпочтение все же отдавали природным материалам.

Обработкой шкур и кожи на протяжении многих веков занималась каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины.

На предметы домашней утвари и посуды шла кожа домашних животных — лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и верблюдов.

Процесс изготовления этих предметов был трудоемким: чтобы отчистить шкуры от шерсти, мастера замачивали её в специальном растворе (малма, іи), получаемого из перебродившего айрана іркіт (кисломолочные напитки) и муки.

Особое внимание уделяли посуде для кумыса. Умельцы выполняли сосуды разной формы, украшали орнаментом, где доминирующее место занимал мотив қошқар мүйіз, символизирующий достаток, благополучие и плодородие.

Көнек-подойник (ведро) — древнейший традиционный сосуд кочевников, который имеет цилиндрическую форму со сливом (в форме чайника), удобный для доения кобылиц.

Кожа, из которой изготавливают көнек, при пользовании не издает сильного шума, а запах, исходивший от подойника, успокаивает животное. Делали этот сосуд из верблюжьей кожи, шкур крупного рогатого скота, шейной части лошади. Считается, что струя, попадая в көнек-подойник, издает специфический звук, способствующий прибыванию молока.

Көнек удобен в применении и транспортировке, а благодаря носику свеженадоенное молоко кобылиц без потерь переливалось в саба — объемную емкость с узким горлышком для приготовления кумыса.

Кели-келсап (ступа-посуда для шелушения пшена) выдалбливают из цельного куска дерева твердых пород, в виде усеченного конуса с более узкой верхней частью. После выдалбливания внутреннюю часть обжигают для прочности и удаления шероховатостей. С двух сторон келі оставляют выемки для удобства при работе. Высота такой посуды достигала 70-80 см, а средний диаметр около 30 см.

Для шелушения тары необходим келсап (толкушка), который также выстругивают из цельного куска дерева длиной около 1 м, диаметром 15 см. Нижнюю часть делают закругленной формы.

Казан занимает одно из важнейших мест среди прочей посуды. Казахи практические всю еду готовят в казане. В народе его называют не просто казан, а «кара казан» (здесь слово «кара» означает священный).

Казаны разной формы отливают из чугуна в виде полушария с четырьмя ушками для удобства захвата. Его ставят на треногу или жерошак (жер – земля, ошак – очаг), сверху накрывают крышкой. Там, где вели оседлый образ жизни, казан устанавливали стационарно, на специальных установках – «казандык». Для казана шьют чехол из кошмы или мешковины – «казанкап».

Человека, который готовит еду на казане, называют казанши.

Казан – символ сытой, праздной жизни, с его понятием связаны народные приметы. Разбить чужой казан означало разбить семью, перевернуть казан – к голоду и позору. Свой другим не отдавали – это считалось плохой приметой.

В давние времена человек, приговоренный к смертной казни, мог откупиться, заплатив семь видов штрафа, первым из них был кара казан.

Кепсер делают из металла. Это шумовка для вылавливания из казана горячих баурсаков и других изделий из теста. В Центральном Казахстане их называют «тесік калак» (из-за высверленных отверстий). Еще такие шумовки плетут из веток тальника и березы.

Саба-бурдюк — сосуд для изготовления кумыса. Его изготавливают из специально обработанных, окрашенных кожурой тальника лошадиных шкур, которые сшивают нитками из верблюжьей шерсти. Емкость такого сосуда примерно 100 литров. Размер саба зависел от социального положения семьи.

Дно саба-бурдюка делают широким, прямоугольным, а верх — более узким. К горловине пришивают шнурки для подвешивания к кереге.

Хорошо промыв, саба заполняют айраном и выдерживают несколько дней для устранения запаха шкуры. Затем растягивают, обмазывают влажной печной копотью, сливочным маслом и коптят дымом таволги или березы. Прокопченная шкура становится очень прочной, а запах копоти придает кумысу вкус и улучшает качество напитка. Саба чистят и коптят дымом каждые 4-5 дней.

Раньше люди, приглашенные на торжества или поминки, везли с собой кумыз в саба и скот на забой в знак уважения.

Шара — чаша для кумыса. В некоторых местах ее называют тегене. Перед тем как подать кумыс к дастархану, его переливают из саба в шара, куда вмешается 10-15 литров напитка.

Выдалбливают шара круглой формы с ровными краями из высохших твердых пород деревьев — береза или дуб. Снаружи чаши украшаются костяными или серебряными пластинами в виде гравированных узоров и накрываются деревянной крышкой, которая также украшается узорами.

Ожау — черпак с длинной ручкой, делают из цельного куска дерева и украшают узорами, это неотъемлемое дополнение к шара. На ручке такого черпака для удобства выпиливают выемку. Ожау бывают как одинарными, так и двойными.

Булкыншак — это кожаный сосуд для хранения напитков, который делают из цельной шкуры ляжки лошади, а в остальном все так же, как у саба. Шкура с ноги животного служит горловиной, которая закрывается деревянной пробкой. Эту емкость подвязывают к седлу, подвешивают к кереге и берут в дорогу пешие путники.

Карын используют для хранения сливочного масла. Делают его из рубца (часть желудка) теленка, овцы, козленка. Рубец без повреждений или порезов тщательно очищают, моют и чистят, затем 1-2 дня выдерживают в соленой воде, еще день – в кислом айране, через день в него заливают хорошо заваренный чай. После этих процедур исчезает сырой привкус.

Карын еще раз промывают в соленой воде: он становится прочным и мягким, затем его надувают, смазывают маслом и высушивают в тени. Рубцовая сторона должна быть снаружи, ее, как правило, не удаляют.

Зерен — глубокая чаша для кумыса и шубата с толстыми и прямыми боками и широким дном. По величине и внешнему виду зерен похож на шара. Для прочности его делают из твердых пород дерева и украшают орнаментом. Ожау (черпак), аяқ, тостаған (чаши) – посуда для напитков.

Куты — это небольшой котелок, емкостью 1-2 литра. Делают его из конской шкуры или из дерева (реек). Горловина у этого котелка узкая, закрывается деревянной пробкой. К горловине куты прикрепляют шелковый или кожаный шнур, с помощью которого его удобно привязывать к луке седла, к поясу или крючку.

Куты — это незаменимая дорожная посуда, напитки в которой при ходьбе или езде взбивается и становится еще вкуснее. Для этого котелка шьют чехлы из кошмы или плотной ткани, украшенные вышивкой, которые на длительное время сохраняют напитки свежими и прохладными.

Табак — это плоское блюдо для подачи мяса. Для его изготовления высушенный дуб или березу кипятят в воде, затем выстругивают такие блюда разных размеров.

Большой табак предназначен для уважаемых людей. Украшается табак только узорами, выбитыми на самом дереве, так как его необходимо часто мыть.

Торсыки — кожаные сосуды, использовавшиеся для перевозки кумыса в пути вместимостью до 4-5 литров. Они отличались разнообразием форм: круглые, трапецевидные, в форме рога.

Украшались эти сосуды зооморфными узорами, вытесненными на коже. Торсык привязывали к седлу или к теневой части арбы. Во время движения напиток внутри взбивался и вкус его становился насыщеннее.

Из шкуры лошади делают торсыки емкостью 5-6 литров, а также суйретпе – посуду, чуть большую, чем торсык.

Мес — это бурдюк из цельной козлиной шкуры, используют для хранения и перевозки жидкой пищи – кумыса, шубата, айрана. Для изготовления меса шкуру обрабатывают, красят краской, полученной из коры тальника, и коптят. Мес очень удобен в дороге. В национальном понимании мес – это воплощение изобилия, наполненности, завершенности.

Аяк — чаша для жидкой пищи емкостью в 1 литр. Дно у такой посуды устойчивое, края прямые и тонкие. Чаша украшена узорами и разноцветными красками. В ней подают гостям кумыс и шубат. Для детей аяк делают небольшого размера (тостаган).

Күбі — деревянный сосуд для взбивания кумыса, айрана, шубата и заквашенного коже. Имеет форму усеченного конуса с узкой верхней частью, накрытой изящной крышкой.

В середине крышки или с краю просверливают отверстие для ручки шумовки. Емкость күбі – 20-30 литров, высота — 80 см. Изготавливают его из цельного куска дерева или из реек дуба, тальника, арчи.

Для этой посуды из реек устанавливается днище, снаружи рейки стягивают кольцами. Күбі из цельного куска дерева для гладкости обжигается. Также из дерева выдалбливают куршек – сосуд меньшего размера.

Для сбивания напитков в күбі используют піспек – шумовку. Длинная ручка шумовки выступает наружу через высверленное в крышке отверстие, нижняя часть ее плоская (по объему сосуда) и круглая. Ручку украшают серебряными пластинами.

Кеспек — бочка емкостью 150-200 литров для приготовления курта и ежигея. Кеспек делают из реек арчи, дуба, березы, его боковая часть выпуклая. Верхняя и нижняя части окованы металлическими кольцами. Верх накрывают крышкой. Кеспек используют также для перевозки и хранения питьевой воды.

Мелкую посуду – аяқ, тостаған, ожау, кесе — хранили в теркешах, изготовленных из дерева, конской шкуры, снаружи украшенных узорами. Внутри его обшивали мягкой тканью. Также теркеши могли плести из прутьев.

Статья составлена из различных интернет-источников

Автор: Алёна Смирнова

Алёна Смирнова

Читайте также

Спортсмены из Сарани приняли участие в международном турнире по триатлону

Команда из Сарани приняла участие в Международном турнире по триатлону BI Group Ironman 70.3 Astanа, …